Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Лидеры категории
Сиреневая фея Сиреневая фея
Искусственный Интеллект
Злой Злой
Искусственный Интеллект
ЛИС. ЛИС.
Искусственный Интеллект
volk alex Наталья Чертусева Таня •••

бинарность русской культуры

Ученик (96), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - (< лат, binarius двойной, двойственность) — понятие, выработанное исследователями рус. культуры, отражающее стабильную противоречивость рус. культуры, порожденную, с одной стороны, повышенным динамизмом ее саморазвития а с другой — периодически обостряющейся конфликтностью, внутренне присущей самой культуре, составляющей ее органическое своеобразие, типологическую особенность. Исследователи уже давно обратили внимание на существование в российской культуре смысловых пар «свое» -«чужое» , «христианское» -«языческое» , «сакральное» -«профанное» , «светское» -«духовное» , «официальное» -«оппозиционное» , «коллективное» -«индивидуальное» . Указанные оппозиции составляют смысловую основу всех воплощений российской культуры. Именно с позиций бинарности необходимо подходить к исследованию и пониманию всех явлений культуры российского этноса.
Бинарность российской культуры проявляется буквально во всем. Всегда существовало два центра государственности: Киев и Новгород в Древней Руси, Москва и Петербург в России. Существовали и продолжают существовать «западники» , утверждающие, что Россия должна развиваться по типу европейских стран, и «славянофилы» , считающие, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Бинарность выражается даже в противоречивых названиях произведений русской литературы, где соседствуют противоположные, противопоставленные понятия: «Живой труп» , «Война и мир» , «Отцы и дети» , «Былое и думы» , «Поэт и толпа» , «Мертвые души» и т. д. Противоречия лежат в основе развития российской культуры. Они составляют движущую силу этого развития.
Исследователи сходятся во мнении, что бинарность российской культуры во многом определяется географическим положением России и, как следствие, культурно-историческим взаимодействием различных этносов, населяющих Россию. Россия – это огромный континент, неслучайно названый Евразия. Это поле взаимодействия западной культуры, характерной для европейских этносов, и культуры Востока, которая имеет коренные отличия от европейской. В противоречивом взаимодействии указанных культур рождается феномен уникальной российской культуры, типологической чертой которой является бинарность. Философ Н. А. Бердяев в своем труде «Русская идея» писал: "В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. " Н. А. Бердяев выделил в истории российской культуры пять культурно-исторических, типов (стилей) : Киевская Русь, монголо-татарская Русь, Московское царство, послепетровская Россия и советская Россия. Исследователи продолжают это членение, выделяя культуру русского зарубежья (эмиграции) , культуру «серебряного века» , посттаталитарную российскую культуру, которая ведет свое начало с 1991 года и ряд других культурно-исторических парадигм.
Но помимо географических и исторических условий жизни этноса нельзя забывать о том, что Россия является и всегда была многонациональным государством. Бинарность российской культуры формировалась в культурно-историческом взаимодействии различных этносов. В ядре этого цивилизационного взаимодействия и рождалась российская культура. Россия стала культурным полем, объединившим бесчисленное количество культур взаимодействующих этносов, которое постепенно перешло в новое качество. Разумеется, противоречивая российская культура рождалась во взаимодействии этносов, которые враждовали и жили в мире, воевали и торговали друг с другом. Это порождало, с одной стороны, толерантность, а с другой, крайний национализм.
Постепенно рождалась идея о том, что Россия имеет особое предназначение: она объединяет разные народы, выполняя примиряющую миссию. И в этом отношении вступает в силу шкала ценностей российской культуры. В бинарной культурной оппозиции «добро» -«зло» категории, являющиеся членами указанной оппозиции, неравноценны.
Остальные ответы
Также спрашивают