Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск
Лидеры категории
alex alex
Искусственный Интеллект
Злой Злой
Искусственный Интеллект
volk volk
Искусственный Интеллект
Сиреневая фея Наталья Чертусева СТРАННИК Яромир •••

бинарность русской культуры

Ученик (96), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - (< лат, binarius двойной, двойственность) — понятие, выработанное исследователями рус. культуры, отражающее стабильную противоречивость рус. культуры, порожденную, с одной стороны, повышенным динамизмом ее саморазвития а с другой — периодически обостряющейся конфликтностью, внутренне присущей самой культуре, составляющей ее органическое своеобразие, типологическую особенность. Исследователи уже давно обратили внимание на существование в российской культуре смысловых пар «свое» -«чужое» , «христианское» -«языческое» , «сакральное» -«профанное» , «светское» -«духовное» , «официальное» -«оппозиционное» , «коллективное» -«индивидуальное» . Указанные оппозиции составляют смысловую основу всех воплощений российской культуры. Именно с позиций бинарности необходимо подходить к исследованию и пониманию всех явлений культуры российского этноса.
Бинарность российской культуры проявляется буквально во всем. Всегда существовало два центра государственности: Киев и Новгород в Древней Руси, Москва и Петербург в России. Существовали и продолжают существовать «западники» , утверждающие, что Россия должна развиваться по типу европейских стран, и «славянофилы» , считающие, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Бинарность выражается даже в противоречивых названиях произведений русской литературы, где соседствуют противоположные, противопоставленные понятия: «Живой труп» , «Война и мир» , «Отцы и дети» , «Былое и думы» , «Поэт и толпа» , «Мертвые души» и т. д. Противоречия лежат в основе развития российской культуры. Они составляют движущую силу этого развития.
Исследователи сходятся во мнении, что бинарность российской культуры во многом определяется географическим положением России и, как следствие, культурно-историческим взаимодействием различных этносов, населяющих Россию. Россия – это огромный континент, неслучайно названый Евразия. Это поле взаимодействия западной культуры, характерной для европейских этносов, и культуры Востока, которая имеет коренные отличия от европейской. В противоречивом взаимодействии указанных культур рождается феномен уникальной российской культуры, типологической чертой которой является бинарность. Философ Н. А. Бердяев в своем труде «Русская идея» писал: "В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. " Н. А. Бердяев выделил в истории российской культуры пять культурно-исторических, типов (стилей) : Киевская Русь, монголо-татарская Русь, Московское царство, послепетровская Россия и советская Россия. Исследователи продолжают это членение, выделяя культуру русского зарубежья (эмиграции) , культуру «серебряного века» , посттаталитарную российскую культуру, которая ведет свое начало с 1991 года и ряд других культурно-исторических парадигм.
Но помимо географических и исторических условий жизни этноса нельзя забывать о том, что Россия является и всегда была многонациональным государством. Бинарность российской культуры формировалась в культурно-историческом взаимодействии различных этносов. В ядре этого цивилизационного взаимодействия и рождалась российская культура. Россия стала культурным полем, объединившим бесчисленное количество культур взаимодействующих этносов, которое постепенно перешло в новое качество. Разумеется, противоречивая российская культура рождалась во взаимодействии этносов, которые враждовали и жили в мире, воевали и торговали друг с другом. Это порождало, с одной стороны, толерантность, а с другой, крайний национализм.
Постепенно рождалась идея о том, что Россия имеет особое предназначение: она объединяет разные народы, выполняя примиряющую миссию. И в этом отношении вступает в силу шкала ценностей российской культуры. В бинарной культурной оппозиции «добро» -«зло» категории, являющиеся членами указанной оппозиции, неравноценны.
Остальные ответы
Также спрашивают