Екатерина Зайцева
Мастер
(1435)
13 лет назад
Анализ целесообразно вести по строфам. Прочитав первую строфу, зададим вопросы:
- Почему зелень сосен и елей названа "тощей"?
Почему именно сосны и ели противопоставлены листьям?
В первой строфе речь идет о размеренной и спокойной жизни сосен и елей. Ритм строфы тоже спокойный и размеренный ; или нет? Почему?
Осмысление роли эпитетов, ритмического построения строфы, контраста образов подводит учеников к мысли о том, что вечнозеленые сосны и ели с их "тощей" зеленью всегда одинаковы, они лишены порывов, исканий, страстей и потому скучны. В первой строфе звучит неприятие однообразной, спокойной жизни.
— Прочитайте вторую строфу. Почему листья называют себя "легким племенем"? Сравните два выражения: "Мы легкое племя" и "Мы ж легкое племя". Какое из них и почему выбирает поэт? В чем же листья противопоставляют себя соснам и елям? С каким чувством нужно читать эту строфу?
Сравнение строф показывает, что контраст усиливается, частица "ж" подчеркивает открытое противопоставление. В первой строфе — снег, метель, сон елей и сосен, торой — блеск, разнообразие красок красота. Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни. В выразительном чтении дети пробуют передать чувство превосходства, упоения жизнью, которым наполнена эта строфа.
— Почему третья строфа начинается со слова "но"?
Речь идет о том, что прекрасная пора миновала. Звучит ли в первых четырех строчках уныние, ощущение утраты?
Источник: интернет