Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Что такое литературное произношение?

Ксения Профи (777), закрыт 7 лет назад
Лучший ответ
Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3921461) 7 лет назад
Литературное произношение – это произношение, соответствующее современным орфоэпическим нормам.

Орфоэпические нормы – это правила, регулирующие произношение слов и постановку в них ударения.

НАПРИМЕР:
► слово ХОРОШО; произношение [хър˄шо́] (в школьной транскрипции [харашо́]) – литературное, а произношение [хорошо́] – диалектное;
► ударение ЗВОНИ́Т, ЗВОНИ́ШЬ – орфоэпическая норма, ЗВО́НИТ, ЗВО́НИШЬ – грубая ошибка в произношении.
.
Остальные ответы
Regina Lobanova Знаток (332) 13 лет назад
такое.. . с чувством, определённо выразительное
Юрий Каранда Искусственный Интеллект (147269) 13 лет назад
Произношение, которое соответствует всем современным правилам фонетики и лингвистики, художественное чтение без ошибок. Послушайте качественные аудиокниги, начитанные профессиональными артистами - это практически оно самое.
iris goluboi Мыслитель (5146) 13 лет назад
правильное академическое произношение, свойственное языку, без диалектов - особенностей различных местностей, без жаргона, без сквернословия (ругательств) и в то же время без высокопарных высказываний
Тишка Гуру (3113) 13 лет назад
Московское произношение. Произношение дикторов радио и телевидения. Но только (Упаси Вас Бог! ) не сегодняшнего, а прежнего, советского.
Егор Карась Знаток (280) 8 лет назад
Произношение гласных звуков
Произношение некоторых согласных звуков
Произношение отдельных грамматических форм
Особенности произношения имен и отчеств
Произношение заимствованных слов
Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина – орфоэпия (от греческого orthos – правильный и epos – речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков, проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире: государственных деятелей, лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.

Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии "наслоились" некоторые варианты петербургского произношения.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, "сниженная" разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.

Ошибочное произношение через радио и телевидение "тиражируется" на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному "течению" речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек "слышит" хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в рус
Похожие вопросы