Leo Kiselev
Мастер
(2464)
17 лет назад
Лукьяненко взял Гесера из сказок (см. ниже) , в "Сумеречном дозоре" (насколько помню) , когда Антон едет в Самарканд, открывается правда о Гесере, где прямым текстом говорится, что он и есть тот былинный герой-маг, произнесший в свое время страшное по силе заклинание и до сих мучающийся поэтому. Кому интересно - почитайте.
Картина Рериха изображает древний рисунок на камне вблизи Кейланга, главного города Лахула (Южный Тибет) . Так что это из одной оперы.
Итак, привожу наиболее полную справку, так как самому пересказывать утомительно и не так точно )))
Гесер, Гэсэр, персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар) , мифологий монгольских народов, включая бурят (Абай Гесер хубун) , а также ряда тюркских (салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибето-бирманских народностей. Гесер - герой эпических сказаний и поэм, объект развитого религиозно мифологического культа (фигурирует в шаманских призываниях, молитвах, заговорах и др.) .
Чаще всего его имя происходит от ирано-согдийской формы титула "кесарь" или от имени Госыло (в китайской транскрипции - имя правителя Туфаньского княжества в северо-восточном Тибете, XI век) .
Во всех версиях Гесер характеризуется как трикстер: он прибегает к хитрости и колдоству, его поединки, как правило, носят не богатырский, а "шаманский" характер (ловля и уничтожение душ противника) . Эта особенность образа Гесера способствовала развитию мифологически-пародийных начал в повествованиях о Гесере, что проявляется прежде всего в его отношениях с Тхотуном, который выступает в большинстве случаев "негативным дублёром" Гесера. В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается одним из воплощений Гесера. Гесер - ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ. Демоноборчество сближает Гесера с тибетским масангом и сходным с ним бурятским Буха-нойон бабаем. Как король-избранник и даже первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного " космического яйца"), образ Гесера восходит к добуддийской, бонской традиции. В монгольских версиях отзвуком подобной интерпретации является обращение Гесера к властелину ада Эрлику - "Старший брат мой". В ряде вариантов земной отец Гесера - горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепции тибетской мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой горой, Гесер воспринимается как правитель "центра" (это соответствует генеалогическим мифам о тибетских правителях) , противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гесер - властитель одной из четырёх стран света - севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гесера - Кром (возможно, от Рум - иранское наименование Византии) . Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гесера оказывается Брахма или - в ладакской (западнотибетской) версии и во всех монгольских - Индра (монгольский Хормуста; у западных бурят его место иногда занимает шаманское божество Эсеге Малан-тенгри) . По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гесера (или его чудесного скакуна) близки ряду персонажей ламаистского пантеона; как божество войны Гесер (тибетский Далха, монгольский Дайсун-тенгри или Дайчин-тенгри) иногда отождествляется с Джамсараном. Более поздним (с кон. 18 века) является отождествление Гесера с богом войны в китайской мифологии - Гуань-ди.
Гесер - универсальное охранительное божество, покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счатливой судьбы (в том числе охотничьей удачи) . В шаманских призываниях Гесер иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающем поверх высокой горной вершины в доме из облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены также многие соратники и противники Гесера, у монгольских народов объектом культового поклонения является только Гесер.