Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Базаров и "псевдонигилисты" в романе "Отцы и дети".

Cherry-Marie1995 Ученик (87), закрыт 13 лет назад
Помогите, пожалуйста, найти сочинение на тему "Базаров и "псевдонигилисты" в романе "Отцы и дети"." или хотя бы какой-нибудь план, для того, чтобы написать работу. Заранее спасибо!
Лучший ответ
Остальные ответы
Максим Ю. Волков Высший разум (203764) 13 лет назад
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы» : взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей») , любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.
Базаров — именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому» , впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.
Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Автор не случайно показывает картины запустения в российской крепостной деревне, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что паразитизм господствующих классов очевиден. Но он не может принять разрушительные принципы база-ровского мировоззрения. Поэтому Тургенев оставляет героя в одиночестве. Ему не с кем «драться» с «барчуками» , не с кем «расчищать место» . Аркадий переходит в лагерь «отцов» , Ситников и Кукшипа — псевдонигилисты. Портреты учеников и последователей Базарова становятся одним из средств разоблачения нигилизма.
Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в пей работник» , «Рафаэль гроша медного не стоит» , загадочный женский взгляд — «чепуха, гниль, художество» . Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.
Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость.. .Он с негодованием сознавал романтика в самом себе» . Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздра­жительная свежесть ночи» , он слышал ее «таинственное шептание» .
Перед героем открылись две бездны. Одна — загадка собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая — загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки — естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения» , о «лопухе» , который после смерти останется единственным «памятником» ему.
Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фе-печкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич — олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу» : «Излагай мне свои воззрения па жизнь.. .ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории... »
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Костя Кирилов Профи (520) 6 лет назад
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев освещает множество вопросов и явлений общественной жизни. Главное из них – конфликт поколений – конфликт «отцов» и «детей». Чтобы полнее раскрыть это нравственное противоречие, писатель обращает наше внимание на понятие «нигилизм». Нигилизм – отрицание всего: авторитетов, моральных устоев, традиций. Отрицание того, на чем держится общество. Все разрушается, но ничего не возникает. Ну а для того, чтобы рассказать нам о нигилизме, Тургенев создает образы Евгения Базарова, Аркадия Кирсанова, Евдокии Кукшиной и Ситникова. Сам Иван Сергеевич ясно дает понять, что он считает идеи нигилизма несостоятельными и не самыми полезными. Именно поэтому приходится говорить о «псевдонигилизме» в романе «Отцы и дети». Таким образом, перед читателем встает вопрос: насколько далеко простирается псевдонигилизм в романе? Ответ на него я попытаюсь найти. И начать стоит с очевидного О псевдонигилизме Ситникова и Кукшиной не приходится даже говорить. Он очевиден. Крича: «Долой авторитеты!», Ситников благоговеет перед Базаровым, чем вызывает презрение последнего. Кукшина же выставляет свои нигилизм напоказ, в то время как Базаров, в силу своих убеждений, говорит мало: ему не нужно ничего доказывать, в отличии от этой пары, нуждающейся в зрителях. Говоря об Аркидии Кирсанове, тоже можно с уверенностью произнести: псевдонигилизм. Он, в отличии от Кукшиной и Ситникова, не позерствовал и не смотрел на Базарова как на идола, но все же сам того не замечая, попал под влияние Евгения. К тому же, весь «нигилизм» Аркадия начал рушатся еще тогда, когда его друг обидно подтрунивал над отцом и дядей Кирсанова. Окончательно нигилизм Аркадия перестал существовать, когда тот влюбился в Екатерину Одинцову. Но можно ли говорить о самом Базарове как о нигилисте? Ответ не так очевиден. Евгений – начинающий доктор. Он много трудился, сам зарабатывал себе на жизнь, не брал ни копейки у родителей. Таким образом, этот человек самостоятельно пробивал себе дорогу в жизнь. Думаю, именно от такого образа жизни Евгений Базаров становится материалистом. Но любому молодому человеку свойственно утрировать. Главный герой романа – не исключение. Именно от этого Евгений начинает утверждать, что он отрицает все. А главное, Базаров сам верит себе. Верит, что его позиция верна, а все чувства – пустой «романтизм». Но уже в первой половине романа герой встречает препятствие, позволяющее усомниться читателю (да и самому Евгению) в правдивости нигилистических взглядов персонажа. Этим препятствием становится Анна Одинцова – женщина, в которую влюбляется Базаров. Он Пытается не думать об этом «романтизме», но образ Анны все равно всплывает в сознании героя. Как известно, на смертном одре с человека слетают все маски. Исключением не стал и Евгений. Умирая, он предстает перед читателем в ином образе. И это образ всего-навсего обычного человека, которому присущи и слабости, и эмоции, и «романтизм». В одном Евгений был прав: не нужно изучать каждое дерево в лесу – достаточно будет одного; не нужно изучать каждого человека отдельно – все мы одинаковы. Так и он, нигилист, Евгений Базаров, оказался обычным молодым человеком, которому не чужды переживания. Никто в романе не был нигилистом, а сам Евгений просто носил маску.

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=9971
Похожие вопросы