Andrei Berlin
Просветленный
(28475)
17 лет назад
Тяга винта прямо пропорциональна плотности воздуха. Тяга винта максимальна в холодном воздухе у земли. Но это не означает, что скорость будет при этом максимальна, т. к. более плотный воздух оказывает большее сопротивление движению самолета.
То, что сказано ниже не является напрямую ответом на ваш вопрос, но, я думаю, будет интересно.
Поэтому хотя тяга максимальна у поверхности у холодную погоду, максимальная скорость самолета вообще-то зависит от формы и размеров винта. У каждого винта есть максимальная высота при которой обеспечивается достаточная подъемная сила и при этом сопротивление воздуха меньше, чем в более плотных слоях атмосферы.
Холодный воздух естественно ллотнее теплого, поэтому оптимальная для полета высота зависит плотности воздуха, а не от высоты температуры по отдельности.
Для оптимизации расхода топлива существуют винты с изменяемой геометрией, где лопасти поворочиваются в зависимости от режима и высоты полета.
Вот краткое изложение принципов по которым можно определить то, какой будет тяга винта и скорость самолета в зависимости от плотности воздуха. Нижепреведенный анализ касается истербителя времен Второй Мировой Войны ЯК-9Д.
Сила тяги винта ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА ПЛОТНОСТИ ВОЗДУХА, квадрату частоты вращения винта и диаметру винта в четвертой степени. Коэффициентом пропорциональности, превращающим указанную пропорцию в равенство, служит безразмерная величина – коэффициент тяги (называемый ещё "безразмерная тяга"), который зависит от угла атаки лопастей (а через него и от относительной поступи винта, или, другими словами, от "коэффициента скорости", то есть от входящей в этот коэффициент величины скорости полета самолета) , от формы лопастей, от числа лопастей и определяется экспериментально с привлечением теории аэродинамического подобия. Число лопастей является мерилом так называемой "энергоемкости винта", и увеличение их числа – один из способов увеличения энергоемкости. Энергоемкость показывает, в какой степени винт способен "потребить" подводимую к нему энергию вращения. (Говоря приближенно, количество лопастей напрямую зависит от мощностных возможностей двигателя. )
Чтобы определить коэффициент полезного действия (КПД) винта необходимо знать полезную (эффективную, или другими словами – располагаемую) мощность винта, то есть ту часть мощности винта (не путать с мощностью двигателя) , которая расходуется исключительно на движение самолета. По законам физики она равна работе упомянутой выше силы тяги винта за единицу времени (обычно за одну секунду) и, таким образом, представляет собой произведение силы тяги винта на скорость самолета.
В общем случае перечисленные коэффициенты винта зависят от угла установки лопастей, формы лопастей, относительной поступи винта (безразмерного "коэффициента скорости винта"), числа Маха (показателя сжимаемости воздуха) , числа Рейнольдса (показателя кинематической вязкости воздуха) . Графики зависимости указанных коэффициентов тяги, мощности и полезного действия от относительной поступи винта (безразмерного "коэффициента скорости винта") при заданном (неизменяемом) угле установки лопастей (и при любой эксплуатационной частоте вращения винта, входящей в качестве составной части в выражение относительной поступи) называют "аэродинамическими характеристиками винта". Эти графики позволяют выделить шесть режимов работы винта по мере возрастания относительной поступи винта (или, в грубом приближении, по мере увеличения поступательной скорости винта по его оси относительно воздуха) .
Для каждого конкретного самолета существует оптимальная плотность воздуха, при которой расход топлива минимален. Именно плотность воздуха, а не высота и температура по отдельности!
Эту плотность можно определять опытным путем, а можно решать систему дифференциальных уравнений, позволяющих примерно рассчитать оптимальную плотность.