Первое чадо смирения – простота. Когда в человеке есть простота тогда есть и любовь, и жертвенность, и любочестие, и благочестие. В простом человеке есть душевная чистота и несомненное доверие к Богу. Простота эффективна потому, что она близка природе человека и созвучна здравому смыслу. Простота помогает человеку достигать большего, делая меньше. Умный человек тоже может быть простым. Простота - одно из качеств святой личности. Мы часто шутим, что "простота это хуже воровства", но недопонимаем, что простой человек может быть очень мудрым. Мудрый человек всегда прост в общении и в жизни. Не простой, не достаточно разумен, так как отсутствие простоты означает эгоизм. .
Условно все ценности и желания человека можно разделить на простые и сложные, У одних целью является просто прожить эту самую жизнь, по возможности безбедно, без особых потрясений, избегая при этом всех ситуаций, могущих эти потрясения повлечь. Это именуется «простыми жизненными ценностями» , и ли вернее, ценностями простого человека. Здесь нужно сказать, что эти ценности в принципе свойственны всем представителям рода человеческого – нахождение пищи, утоление жажды, спокойный отдых, нахождение себе «второй половины» для утоления физиологической потребности. Собственно говоря, все эти ценности перешли к нам в наследство от животного мира. Они все сугубо биологичны. Другое дело, что эти ценности являются как бы основой, базисом любой системы ценностей. На них у человека, как у существа разумного, наделенного способностью мыслить, накладываются ценности более социальные, т. е. сформировавшиеся как продукт отношений человека с другими людьми. Это дружба, любовь, чувство долга по отношению к близким людям – а из него вырастает, по мере усложнения отношений, чувство долга по отношению к товарищам, соратникам в каких-то общественных группах, основанное на следовании общей идее; при наличии объединяющего начала в обществе – ценности долга по отношению к государству, Родине большой, включающей в себя и малую – семью, род, племя, верность неким общественным идеям, системам идей – например, религии, церкви, т. е. ответственность человека перед обществом в целом и его частями. Эти ценности свойственны человеку социальному, человеку как части общественных систем. Антропология учит, что человек стал человеком тогда, когда научился создавать первые коллективы, группы с подчиненностью одного члена группы интересам всего сообщества. Это было необходимо для выживания одного - ибо только в сообществе себе подобных человек мог бы выжить.
Человек стремится в простоту,
как небесный камень — в пустоту,
медленно сгорает
и за предпоследнюю версту
нехотя взирает.
Но во глубине его очей
будто бы — во глубине ночей
что-то назревает.
Время изменяет его внешность.
Время усмиряет его нежность,
словно пламя спички на мосту,
гасит красоту.
Человек стремится в простоту
через высоту.
Главные его учителя —
Небо и Земля.