История Знака качества в России, известного с 1999 года как «Российская марка», началась еще в XIX веке. В 1824 году купцы, поставляющие свою продукцию к царскому двору, получали звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и право украшать торговые щиты императорским гербом. Начиная с 1829 года лучшие мануфактурные изделия, отмеченные медалями российских выставок, стали помечать изображением Государственного герба России.
Свое второе рождение Знак качества обрел только в советское время, в 1967 году, когда получил статус государственного. Его изделиям и товарам высшей категории присуждала Государственная аттестационная комиссия. И поначалу это вполне соответствовало действительности. Наличие на изделии пятиугольного штампа «Знак качества СССР» поднимало имидж предприятия и способствовало потребительскому спросу. Вот эта прямая связь «знак — спрос» и породила стремление руководителей заполучить его любыми способами. А это, в свою очередь, привело к тому, что товары, которым он присваивался, далеко не всегда отличались должным качеством и не соответствовали возросшим требованиям покупателей.
Именно поэтому новый Знак качества («Российская марка»), имеющий 3 степени, присуждается «победителям» национальных конкурсов только после прохождения аттестаций нескольких независимых экспертных комиссий и утверждения их Высшим советом «Российская марка» в номинациях «Качественный российский товар», «Качественное российское обслуживание», «Передовая российская технология». Для зарубежных же предприятий, поставляющих в Россию товары не менее 5 лет, введен знак «Поставщик продукции на российский рынок».
В центре пятиугольной эмблемы современного Знака качества находится стилизованное изображение двуглавого орла.