Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск

Что такое образный ряд в литературе???

Ученик (11), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
Автор статьи: Алексей Карцев.
Тема статьи: Некоторые механизмы формирования образного ряда в современной поэтике.

Образы подразделяются (хотя деление такое субъективно) на образы поэтические и образы непоэтические. Так, в зависимости от “поэтичности” образов, стихотворение может быть названо прозаическим произведением, а повесть – поэмой. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: а что, собственно, такое поэтический образ и как он формируется? Если да, то, возможно, приходили к такой или подобной трактовке: поэтический образ – это словесное выражение необыденного восприятия окружающего мира. Вообще говоря, определение это выглядит довольно размытым. Можно с уверенностью констатировать поэтичность или непоэтичность того или иного образа; можно с уверенностью сказать, что образ без синонима “поэтический” превращает стихотворение в произведение прозаическое; почти всегда можно указать на окказиональность (случайность) , местный характер образа, условность его применимости в повседневном общении, но определение самого поэтического образа представляется задачей весьма сложной. Разобраться в сущности “поэтичности” образа помогает знание механизмов его формирования…
Как известно, мышление человека – мышление ассоциативное. Любой человек мыслит, ассоциируя, соединяя слова (образы) в словосочетания (образный ряд) путём перебора ассоциаций (априори я полагаю, что любое стихотворение состоит из ряда образов – образного ряда, хотя есть большое число случаев стихотворения-образа (как единичного образа в стихотворении, так и конструкции второго уровня: образа над образным рядом) – понятие образного ряда представляется удобным для изложения идеи данной статьи) .
Вроде бы ничего особенного не выяснилось: ассоциативность мышления относится не только к поэзии – о механизме формирования образного ряда пока ничего нового сказать нельзя. Однако в ассоциативном мышлении можно выделить несколько механизмов формирования образного ряда и, таким образом, определить некую поэтическую составляющую…
Итак, назовём условно обыденный (бытовой) механизм ассоциативного мышления формально-логическим. Формирование словосочетаний (образов) производится средствами формальной логики: если снег – то белый, холодный, пушистый… падает, идёт; если утро – то раннее, тёплое; если человек – то красивый, высокий, стройный… :) Поэтичности особой в таких образах не чувствуется. Поэзия XVII – XVIII вв. “разработала” “новый” механизм, назовём его отвлечённо-логическим. Образ по-прежнему формируется средствами логики, но ассоциативное мышление при этом является отвлечённым: если снег – то колкий, свежий… ласкает, если утро – то красное, строгое; если человек – то удачливый, беспокойный… Отличие отвлечённо-логического механизма от механизма формально-логического состоит в неочевидности качества, приписываемого предмету, явлению и т. д. Логичность построения при этом сохраняется: нельзя сказать, что снег не колкий или не ласкает – средствами логики доказать это возможно.
Новым словом в русской поэзии стал суггестивный (от англ. to suggest) механизм формирования образного ряда, обязанный своим появлением Василию Жуковскому (принято говорить о суггестивном стиле стихотворения – понятие механизма я отношу к образу) . Суть суггестивного (внушающего) механизма – вызвать в читателе определённое настроение, внушить ему чувства и, во вторую очередь, мысли, угодные автору. Реализация суггестивного механизма – постановка слов в необычные сочетания: свод неба – прохладно-голубой, жар – кипучий, тишина – прохладная и т. д. Для нас важно другое: логическая недоказуемость качества, приписываемого предмету.
Итак, поэтический образ формируется определёнными механизмами, имеющими в своей основе ассоциативное мышление. Степень “поэтичности” образа определяется в конечном итоге возможностями самого механизма и умением поэта.
Источник: Полностью: http://www.piiter.ru/view.php?cid=6&pid=26
Остальные ответы
Также спрашивают