Причины строительства
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо нее планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метрополитена в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. После Великой Отечественной Войны, было решено разгрузить их при помощи Кольцевой линии. Согласно легенде Иосиф Сталин выслушав план развития метро (без Кольцевой линии) , неожиданно поставил кофейную чашку на схему, оставив на ней кофейное пятно, окружавшее центр Москвы, и сказал - «Вот ваш главный недостаток, его и постройте» . Якобы именно поэтому Кольцевая линия обозначается на схемах коричневым цветом.
Помимо пассажиропотоков от радиальных веток, Кольцевая линия соединила семь из девяти вокзалов столицы. Москва являлась и по сей день является центром пассажирских перевозок дальнего следования, между многими городами нет прямых поездов, и пересадка чаще всего производится в Москве. Именно такие транзитные пассажиры, которые едут лишь с одного вокзала на другой, до сих пор составляют немалую долю пассажиров Кольцевой линии.
Строительство
Опыт Великой Отечественной Войны и высокая вероятность новой послужил причиной выбора для Кольцевой линии глубокого заложения. Первая очередь, открывшаяся в 1950-м году, прошла от Парк Горького до Курского Вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: «Калужская» , «Серпуховская» , «Павелецкая» , «Таганская» . Второй участок кольца, открывшийся в 1952-м году, проходил за пределами Садового кольца, присоединив к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: Площадь Трёх Вокзалов (станция «Комсомольская») , «Проспект Мира» , улица «Новослободская» и Белорусский вокзал. Последняя очередь, в 1954-м замкнула кольцо, пройдя через Красную Пресню (там же было построено для линии депо) и Киевский вокзал.
Кольцевая линия оказалась ключевой в дальнейшем развитии Московского метрополитена. Часто радиальные линии строились «от кольца» , лишь впоследствии соединяясь центральным участком. В настоящее время каждая из двенадцати станций на Кольцевой линии пересадочная (в 1954, при замыкании кольца, пересадочных было только пять) .
Идея была подсказана картой Москвы: новую линию пустили вдоль Садового кольца.
В 1950-е годы кольцевая линия метрополитена была построена. 1 января 1950 года вступил в эксплуатацию первый участок кольцевой линии протяженностью 6,4 километра. Он состоял из станций «Парк культуры» , «Калужская» , «Серпуховская» , «Павелецкая» , «Таганская» и «Курская» . 30 января 1952 года был принят участок от «Курской» до «Белорусской» (протяженность 6,9 километра) . В 1954 году был сдан третий и последний участок «кольца» - от «Белорусской» до «Парка культуры» . Кроме того, в 1953 году было временно прекращено движение поездов на отрезке «Площадь Революции» - «Киевская» , который был заменен участком глубокого заложения. Впоследствии участок мелкого заложения стал частью Филевской линии. Теперь Московский метрополитен - это 170 станций, 280 километров пути, это десять миллионов пассажиров каждый день.
http://www.rian.ru/history/20070515/65479706.htmlПро линию и отдельные станции см. тут:
http://www.mosmetro.ru/pages/page_5.php?id_page=45