Петровна – вдова- помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера –
торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный
покупатель. Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир
героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К. Но такое «замирание» все же лучше полной
вневременности мира
Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним) . К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с
Чичиковым, пока не вытягивает у него
обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших
крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые
души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой
дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на
невозможность ее
исправления и
возрождения. В этом она подобна Манилову и
занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых
низких мест.
http://www.litra.ru/ characters/get/ccid/... Плюшкин Степан –
последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное
омертвение человеческой
души. В образе П. автор показывает гибель яркой и
сильной личности, поглощенной страстью
скупости. Описание имения П. («не в Бога богатеет» ) изображает запустение и
«захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две
церкви, которые должны являться душой усадьбы. Имение П. словно распадается на детали и
фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и
сосредоточился на
третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем
наливки у него в
графинчике. Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном
«выпадении» героя из образа богатого помещика
да и из жизни вообще. П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены П. был рачительным и богатым
хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены
что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и
скупее. После неприятностей с детьми
(сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа П. окончательно
ожесточилась – «волчий голод скупости овладел
им» . Но, как ни странно, жадность не до последнего
предела овладела сердцем
героя. Продав Чичикову мертвые души, П. размышляет, кто бы мог помочь ему оформить
купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его
школьным товарищем. Это воспоминание внезапно
оживляет героя: «…на этом деревянном лице…
выразилось… бледное
отражение чувства» . Но это лишь мгновенный
проблеск жизни, хотя автор считает, что П. способен на возрождение. В конце главы о П. Гоголь описывает сумеречный
пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе П.
2)Господский дом
3)интерьер (в доме)
4)внешность
5)речь
6)Отношение к торгу