
Каково происхождение слов "копейка" и "рубль"?

Valenti Оракул (65720), закрыт 6 лет назад
Лучший ответ
GoldenViki Мыслитель (8984) 6 лет назад
Распространённое толкование названия говорит о его происхождении от слова «копьё»: изначально на аверсе копейки изображался Георгий Победоносец, поражающий копьём Змия. Но Владимир Даль в своём толковом словаре живого великорусского языка, изданном в 1881, придерживается иного мнения, выдвигая версию, что копейка произошла от слова «копить» деньги. Однако в таком случае непонятно, почему «копейкой» называли именно данный тип монет, хотя наряду с ними на Руси существовали такие денежные единицы, как деньга, пуло и т. д.

Существует версия, что происхождение слова «копейка» связано с монетами хана Кепека (Кебека) . После денежной реформы, проведенной ханом в 1320-х годах, появились серебряные динары массой 8 грамм, отличавшиеся от ранее выпускавшихся динаров по стоимости. В обиходе они получили особое название — «Кепек динар» (то есть динары хана Кепека) . Эти «кепеки» имели широкое распространение на Руси. И мелкие монеты собственной чеканки русские князья стали называть этим же словом.

В пользу этой версии говорит то, что монеты хана Кепека — распространенная находка при археологических раскопках на территории средневековых русских поселений. Также, слово «копейка» встречается в летописях намного раньше появления первых монет с изображением св. Георгия.

Однако серьезно эту версию рассматривать нельзя, т. к. наименование номинала копейки начало с трудом прививаться на Руси со времени денежной реформы Елены Глинской 1535-1538, когда о хане Кепеке (1320) уже давно забыли и денег его по Руси не ходило. Окончательно копейка укрепилась в лексике только к концу XVII в. Впервые этот слово было отчеканено в качестве номинала на монете только в 1704 г.

Копейкой сперва называли новгородскую деньгу с изображением копейщика. Кстати, были и сабельки - московские деньги с изображением всадника с саблей. Но именно вес новгородской деньги был равен 1/100 рубля, поэтому ее название получило распространение.
По одной из версий, слово «рубль» как денежная единица происходит от слова рубить. Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде, где под «рублём» понималась одна из частей разрубленной пополам гривны (слиток серебра массой ок. 200 грамм) . По другой версии название было получено из-за шва на ребре слитка, обусловленного особенностями технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема. Корень «руб» означает край, кайма, шов. Таким образом, термин рубль подразумевал «слиток со швом». [1] В пользу последней версии говорят исследования, по которым вес гривны серебра и рубля был одинаков. [1]

Этимологический словарь Фасмера о происхождении слова рубль говорит: "рубль «обрубок, затычка» ; «название денежной единицы» , (в письменных источниках) с 1316 г. , вместо гривны,
Источник: (Источник: А. С. Мельникова. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. М. , Финансы и статистика, 1989)
Остальные ответы
Max Мастер (1002) 6 лет назад
Машина и топор
sHiFt Мастер (1230) 6 лет назад
коси и забивай
Личный Кабинет Удалён Ученик (154) 6 лет назад
Рубль - по крайней мере что нам в школе толкали на эту тему - на Руси изготавливался так - белалась колбаска из металла, нарубалась на монеты, и на них ставился герб...я с трудом представляю как это выглядело на практике, но рассказывали именно так
Новгородова Оксана Мыслитель (5777) 6 лет назад
КОПЕЙКА ж. (копить, копье? ) единица русского денежного счета; в гривне десять копеек, в рубле сто; в копейке две деньги или четыре полушки. Копеечка перм. деньги вообще. Пойду поконаться копеечки, выпрошу взаймы деньженок. || Копейка означала также меру земельную, тягловую, чему есть следы и поныне: копейка, костр. тягловой участок; вологодск. полоса, загон, делимый на денежки и на полушки; твер. (сел. Кимры) , копейка, душа, работник; грош, тягло, две души; алтын, три души; подать платят с гроша. Нынешнюю копейку серебром народ эовет трешником; две копейки, семичником, три копейки. Десятичником. Трудовая копейка до веку живет. Держи копеечку, чтоб не укатилась. Копейками рубль крепок, держится. В рубле копейки нет, так не полом рубль. Без копейки не рубль. Без копейки рубля не живет. Копейка к копейке, проживет и семейка. Копейка обоз гонит. У него всякая копейка алтынным (или рублевым) гвоздем прибита. Он и с копейкою не напрощается. Его копейка нищему руку прожжет. Слепому Емеле все копейки! Какие у бабушки денежки, чай все копеечка. Полатыни два алтына, а по-руски шесть копеек. Смерть (жизнь) копейка, голова наживное дело! Пей-ка, на дне копейка; еще попьешь, грош найдешь! от свадебного обычая, класть в вино за окуп невесты деньги. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит. Не стой за копейкой, только рублем вороти. Копеечник м. копейка, копеечная монета. || Скряга, скупой, дрожащий над копейкою; копеечница, такая же женщина. || Копеечник, копеечный стакан вина, толстодонный, в который входить вина на копейку. || Растен. Rhinanthus crista galli, денежник. || Растен. Неdisarum sibiricum, бадуй, сардан. Копеечный, стоящий копейки. От копеечной свечи Москва загорелась (приставленной к иконе, предание) ; говор. и копейный. Копейщина ж. стар. копеечный сбор, с дыма, с души. Копейничать, крохоборничать, скряжничать.
РУБИТЬ, рубнуть, рубливать; южн. и зап. рубать что, резать с размаху, тесать, сечь; ударяя острием, делить на части. Рубить дрова, разрубать и колоть. Рубить дерево, срубить. Рубить капусту, крошить. Рубить неприятеля, поражать саблей, шашкой, палашом. Рубить мясо, делить, рассекать. Рубить избу, строить, о деревянной. Траву рубить, косить: о камыше, тростинке, всегда говор. рубить. Рубить лес в развал, арх. прорубать просеку, дорогу, валя лес на обе стороны. Рубить угол, у плотников, врубать конец бревна в конец накрест, образуя угол избы; на это несколько способов: рубить в угол или в облу; в крюк; в лапу. В облу, круглое бревно кладется, как есть, в чашку (двояко: чашкой вверх или вниз) , пропуская концы насквозь; в крюк, рубятся брусья, развал, пластинник (не бревно) : концы пропускаются наружу, как в обле, но стена внутри гладкая, без горбылей; в лапу рубится строенье без углов, т. е. без выпуска концов, и потому более холостое строенье, а теплое легко промерзает. Рубка в лапу двоякая: чистая и в охряпку или прорезная; вторая пропускается насквозь, на толщину полбревна, и отрубается после гладко; первая не доходит наружу, на толщину полбревна же. Рубить стык, наставлять бревно: стык шипом, в шип, паз в отрубе одного бревна, и шип в другом; стык сковородником, развалистым шипом, наружу шире; в зуб, наложив конец на конец, стесав оба накось и запустив один в другой уступом. Рубить мачты, морск. о гребном судне снять, положить. Рубить шесты, волжск. убрать и уложить их, когда более нельзя или не нужно шеститься. || Рубить подати, повинности, стар. раскладывать, верстать. Рубленые ратные люди, ополченье по наряду, выставленное от разрубов, волостей и пригородов; нерубленые ратники (охочий человек, пск. 1463), повальники, охотники, откуда и бранное поговорка: швед нерубленая голова, вольница. В лесу рубят, а в мир щепки летят. Не руби выше головы, щепа глаза запорошит. Правду говори, что дрова руби! Концы рубить, ближе к середке быть. Доколе будет конь ходить и меч рубить, не дам покою Литве, Василий iv. || Рубить, у портных, швей: загибать край ткани вдвое и пришивать.
Источник: ДАЛЬ
Тлаен Гуру (3328) 6 лет назад
Копейка называется так потому, что раньше, как и сейчас впрочем, на обртаной стороне монеты был изображен Георгий Победоносесей с Копьём. Так и появилоь назыание.
Рубль же пошёл от слова "отрбуать", поскольку раньше на рынках была подобная мера оплаты, которая в конечном итоге превратилась в знакомое всем слово.
Павел Мастер (1237) 6 лет назад
В древней Руси ходовыми деньгами были гривны, которые представляли собой брус ценного металла (серебро, золото). И от нее отрубали определенную часть веса, впоследствии она стала называться рублем, от слова рубить отрубать, и монета аналогичного веса получила название рубль. А копейка получила свое название от изображения на ее реверсе(оборотной стороне) георгия победоносца, убивающего змея копьем. Потому она получила название копейка.
Я думаю ответ вполне убедителен?