Баян от аккордеона отличается тем, что в качестве кнопок используются кнопки. У аккордеона слева - клавиши как на фортепиано и звук немного другой. Как мне кажется мягче. Гармонь - разновидность народного баяна. На гармоне меньше октав, она проще и для профес. игры менее пригодна.
У баяна кнопочки маленькие и круглые, а у аккордеона - как на пианино. К тому же люди с развитым музыкальным слухом могут различить эти инструменты по звуку
Бая́н — музыкальный инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.
Баян известен за рубежом как «кнопочный аккордеон» , что не совсем верно: это разные инструменты. Баян удобен для исполнения танцевальных мелодий (вместе с другими инструментами он создаёт характерный насыщенный звук) , в то время как аккордеон — мелодический, ведущий инструмент Аккордео́н (фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции так принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна.
Первый аккордеон изготовил и дал ему название венский мастер К. Демиан (1829). В России название «аккордеон» бытует с XIX века. Ранние модели имели 5—10 кнопок на правой и 2—4 на левой клавиатурах, при смене движения меха извлекались звуки разной высоты.
Аккордеон произошёл от губной гармоники. Он устраивается в виде четырёхугольного ящика, боковые стенки которого состоят из сложенной в складки кожи и образуют мехи, которые надуваются посредством поднимания и опускания дна играющим на аккордеоне. На верхней доске находятся клавиши. Каждая клавиша дает два звука: один при вытягивании, другой при сжимании инструмента. На дне инструмента один или два клапана, служащие для произведения аккордов доминанты и тоники. Бывают простые и двойные аккордеоны: простые имеют один, двойные — два ряда клавишей.
Для изучения игры на аккордеоне существуют следующие сочинения на немецком языке:
«A. Unterricht dasselbe spielen zu lernen» (Лейпц. , 1834) Циммерман «Tabelle für A., mit 58 Tönen». В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония) .
Мало кто из композиторов писал музыку специально для аккордеона. Практически все аккордеонисты пользуются переложениями. В 1996 году в Кракове появилось трио аккордеонистов Motion trio, которые сами пишут для аккордеона и исполняют свою музыку. Моушн Трио - обладатели Гран при конкурса современной камерной музыки Пендерецкого, участники многочисленных фестивалей джаза и world music.