Lady
Гений
(63311)
17 лет назад
У русичей был обычай при заключении мирного договора с бывшими врагами сварить кашу и съесть ее в присутствии дружин. Кашею еще назывался свадебный пир: по русскому обычаю жених и невеста должны были сварить кашу и съесть ее в присутствии сватов, без этого брак считался недействительным. "С ним каши не сваришь" , с ним не договоришься.
На Руси каша составляла необходимую принадлежность свадебного пира, рождественских праздников, родин, крестин и похоронного обряда, чему имеются документальное свидетельство.
Так, у Н. Ф. Сумцова ("символика славянских обрядов") приводится материал из воскресенской летописи, где слово "каша" употреблена в значении свадебного пира.
Когда в 1239 г. Александр Невский женился в Торопце, он праздновал "большую кашу", а по возвращении в Новгород - другую, т. е. давал свадебный стол.
В другом старинном описании свадьбы говорится, что "молодым в подклеть приносят кашу и они кашу черпают и за себя мечут", что является свидетельством жертвоприношения каши земле.
На царских свадьбах в 16-17 в. в. молодые ели кашу в бане.
В волынской губернии крестьяне накануне рождества за ужином последнюю ложку кутьи бросают в потолок. Если к потолку прилипнет много кутьи, то в новом году дела с пчеловодством будут идти удачно.
Каша одно из главных блюд традиционного рациона. В обрядах символизировала плодородие, обилие, рост, приумножение.
Кашу готовили из целых или дробленых зерен (реже из муки) пшеницы, ячменя, проса, гречихи.
Нередко каша служила главным обрядовым блюдом (ср. у русских в связи с этим праздник по случаю окончания жатвы и крестины с ритуалами раздела и выкупа каши назывались «каши» ; праздник рожениц и повитух, 26. Xii — «бабьи каши») .
Каша была обязательным блюдом на свадьбе. по свидетельству летописей, «молодым в подклет приносят кашу, и они кашу черпают и за себя мечут» .
Кашу рассылали почетным особам.
В архангельской губ. молодым за «княжим столом» разрешалось есть только кашу, которую молодая ела под накинутым на нее платком.
У русских кашу готовила и выносила на стол сваха или свекровь, за что невеста одаривала ее полотенцем.
В полесье каша варилась сладкой, если невеста была девственницей, и несладкой или соленой в противном случае; только в случае девственности невесты происходил обряд выкупа каши, во время которого жених разбивал горшок каши так, чтобы каша осталась целой.
Употребление каши на родинах и крестинах ребенка сопровождалось магическими действиями, призванными обеспечить новорожденному счастье, здоровье и быстрый рост, женщинам — плодовитость, земле — плодородие.
Широко распространены обычаи поднимать горшок с кашей вверх, накрывать его полотенцем или холстом, бросать деньги на горшок.
Кашей разбивать горшок с кашей .
Пользователь удален
Мудрец
(12884)
17 лет назад
Древние люди, жившие на территории нынешней Беларуси, называли «кашей» свадебный пир. Именно поэтому каша в сказках и былинах — символ благополучия и богатства. Наши предки, заключая мирный договор, варили кашу и ели ее вместе с бывшими противниками в знак союза и дружбы. Отсюда и пошло выражение «с ним каши не сваришь». Позже появились пироги — праздничное блюдо из теста с начинкой, ведь само слово «пирог» произошло от слова «пир». И лишь в XIX веке появились пряники, в тесто которых клали больше, чем обычно, пряностей.