Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В чём приниципиальное отличие христианского понимания свободы от понимания нехристианского, секулярного?

Куздра Нечуй-Левитский Гуру (4345), закрыт 12 лет назад
Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Доколе человечество подвержено влиянию греха и страстей, дотоле необходима власть и подчиненность. Они непременно будут существовать в течение всей жизни мира: только могут являться, являются, будут являться в различных формах». «Ни равенства, ни совершенной свободы, ни благоденствия на земле в той степени, как этого желают и это обещают восторженные лжеучители, быть не может». «Отношения власти и подчиненности разрушатся с разрушением мира; тогда прекратятся начальства и власть (1 Кор. 15, 24); тогда установятся братство, равенство, свобода; тогда причиною единения, власти и подчиненности будет не страх, а любовь» .
Эти соображения позволяют понять принципиальную христианскую позицию по отношению к социальным, политическим, экономическим и прочим свободам. Она заключается в утверждении, что все эти свободы не могут рассматриваться в качестве первичных гарантов нормальной жизни человеческого общества, как безусловные требования и, тем более, как самоцель, но лишь как возможные средства, условия для достижения смысла человеческой жизни. Важнейшей же задачей общества должно являться создание такой нравственной и правовой атмосферы, в которой внешние свободы способствовали бы духовному росту и исцелению человека, а не опустошали его, не стимулировали страстей, убивающих саму душу . Что необходимо для этого?
В православном мировоззрении ответ на данный вопрос находится в основополагающем догмате Бога-Любви: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Из него с необходимостью следует, что любовь должна являться существом любой деятельности человека . Христианское понимание любви выражено у апостола Павла: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7).
Поэтому основополагающим христианским критерием в оценке свобод является страх любви, боящейся причинить какой-либо моральный, психический, физический или иной вред человеку (обществу, государству). Он является верным стражем и правильного отношения к вещам, к природе, ко всякого рода деятельности. Прп. Варсануфий Великий говорил: «Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим» . Вот та христианская максима, в свете которой могут правильно пониматься все свободы, права и обязанности человека, в том числе и религиозные свободы.
Свобода же, не «ограниченная» любовью страха Божия, ставшая над любовью, убийственна для человека. Она приводит к самым отрицательным последствиям , прежде всего, к духовной и нравственной деградации общества, к идейному анархизму, материализму, антикультуре и т.д. Там, где во главу угла поставлена свобода без любви, не может быть подлинной свободы личности, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). И рабство духа является самым тяжелым для человека, причиняющим ему наибольшие страдания. А. Солженицын как–то заметил: «Мы увлеклись идеями свободы, но забыли, что самое мудрое измерение свободы – это дальновидное самоограничение». Это понимали и языческие мудрецы .
Не потому ли апостол Павел писал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10, 23)?
Лучший ответ
Borgir - Высший разум (201948) 12 лет назад
Отличие в том, Дедушко Куздренький, что в христианстве как таковой свободы нет и быть не может по определению.
Остальные ответы
Ну чо ты смотришь? Мудрец (19881) 12 лет назад
христианство использует это слово, что б барашки не взбунтовались. . вы свободны! только не забывайте каждый день повторять афирмацию "я раб! "
Crystal Оракул (95430) 12 лет назад
Свободы люди с рождения не знают и уже рождаются в грехе и грехом живут, а грех их рабовладелец каждый день гонит с утра на работу, и работа грешников-грешить. Праведный получил свободу-во Христе. чтобы не грешить и иметь силу для праведной жизни. Свобода христианина как раз и заключается в каждодневном освобождении от власти: греха, сатаны, мира, своего ветхого человека, поэтому радикальное средство для полной свободы является взять крест, отвергнув себя.
Адцкий кочегар :-) Гуру (2820) 12 лет назад
Ты можешь меня ослушаться, но за это я тебя убью - это что-ли свобода?
LeshichekМыслитель (9614) 12 лет назад
Вы ребёнку что то запрещаете потому что хотите его убить? Свобода без ограничений - порок.
Адцкий кочегар :-) Гуру (2820) Нет, не я отнюдь...
ЛЁД Искусственный Интеллект (227716) 12 лет назад
Свободные свободы не ищут, только рабы мечтают обрести свободу.)) )
И причём, глупые рабы.)))
LeshichekМыслитель (9614) 12 лет назад
Преимущество имеет добровольное рабство в любви над насильственным в ненависти и злобе.
ЛЁД Искусственный Интеллект (227716) Не надо укрывать падаль розами, розы скоро увянут, а падаль ещё более будет смердеть.)))
Leshichek Мыслитель (9614) 12 лет назад
Христианин может творить доброе в свободе от греха будучи причастником Духа свободы в Господе, в отличии от богопротивников полагающих свою свободу в порочной зависимости находясь в плену страстей по воле лукавого.
extinguere non spiritus Мудрец (16932) 12 лет назад
Вы пишите, точнее проф. Осипов: "Поэтому основополагающим христианским критерием в оценке свобод является страх любви, боящейся причинить какой-либо моральный, психический, физический или иной вред человеку (обществу, государству). "-- прекрасный лозунг для адептов толерантности и политкоректности.
На Западе идеи лозунга вводятся в Закон, христиан, наносящих вред (моральный и не только), например, геям уже штрафуют, увольняют и т. д.
Погуглите и найдите статьи архимандрита Рафаила (Карелина) , который очень хорошо расскрывает догматическии и иные заблуждения проф. Осипова.

Похожие вопросы