Трепещет робкая осина,
Хотя и легок ветерок.
Какая страшная причина
Тревожит каждый здесь листок?
Предание простого люда
Так объясняет страх ветвей:
На ней повесился Иуда,
Христопродавец и злодей.
А вот служители науки
Иной подносят нам урок:
Здесь ни при чем Христовы муки,
А просто длинный черешок.
Ученые, конечно, правы,
Я верю умным их словам,
Но и преданья не лукавы,
Напоминанья нужны нам.
Сохранились легенды, объясняющие осиновую дрожь по-разному: по одной из них, дерево, узнав, что из него будет сделан крест для распятия, задрожало от ужаса всей листвой; по другой – во время распятия все деревья склонили верхушки, и лишь осина осталась прямой, за что и обречена была на вечную дрожь. Во всяком случае, выбор осины в качестве орудий пытки и казни, был, разумеется, не случаен: она задолго до того считалась деревом мертвых (а по современным данным, известно, что при выдержке ее древесина «костенеет») .
По другой легенде, осина была наказана за то, что дрожанием своих ветвей выдала Богородицу, прятавшуюся под ней с Христом во время бегства в Египет.
Если бы только у христиан было неприятие осины, его можно было бы объяснить религиозными мотивами. Но осину не любили во все времена и разные народы. У славян с языческих времен запрещалось сажать ее возле дома. Считалось, что такое соседство ведет к несчастьям и болезням. Из осины не строили жилье, не топили ею печи, не вносили в дом осиновых веток, не сидели в ее тени. Осину называли чертовым деревом. В местах, где она растет, по поверью, “вьются” черти. Этим объясняется запрет прятаться в грозу под осину. По славянским поверьям, гром “бьет” черта, а потому осину ищет.
Неудивительно, что при такой “нечистой” славе осина широко использовалась в магии. Существовал, например, обычай – заламывание осины. Человек, поссорившийся с соседом, работник, стремящийся уйти от хозяина, молодой человек, желающий навсегда покинуть родные места, заламывали вблизи дороги ветку со словами: “Пойду и осиною заломаю дорогу”. Считалось, что это помогает навсегда расстаться.
СКАЗКА ПРО ОСИНУ
Тиха и чиста стоит осень. Золотом опавшей листвы и ярким негорячим солнцем с небес слепит глаза так, что все время хочется их прикрыть, дать им отдохнуть и успокоиться. Красным по желтому набросаны яркие кляксы осинового наряда, как признак особого положения, непокорности и упрямства. А ведь как труслива и робка была осина недавним летом! Всеми листиками трепетала, дрожала и шепотом роптала на свою судьбу, горькую и незавидную. И тем самым слыла исподтишка опасной. Несправедливо прозвали ее Иудиным деревом, ибо не растет оно в тех местах, где сей апостол грех великий совершил, не дождавшись прощения Иисуса. Нет зла в осине, как нет и лютой ненависти ко всему, что ее окружает. За что же все так прогневались на несчастную?
Ведь деревья, что рядом растут, от нее отступают, чураются, вместе с ней жить не хотят. Вот и теснятся осинки друг с дружкой товарками, остальными соседками обойденные, шепчется между собой, сплетни да слухи передают по кругу и жалуются, жалуются, жалуются
Вот и ропщет страдалица из-за того, что никому не неугодна, за то что вниманием обойдена, за то что нужды особой в ней никто не имеет.