Brodyaga
Мыслитель
(5977)
17 лет назад
ШАПКА МОНОМАХА
О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.
золотой филигранный остроконечный головной убор работы мастеров XIV в. , с собольей опушкой, украшенной драгоценными камнями и крестом, регалия русских вел. князей и царей, символ Самодержавия в России. В к. XV - н. XVI в. бытовала легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, присланной имп. Константином Мономахом вел. кн. киевскому Владимиру Мономаху. Однако возраст шапки (XIV в. ) не соответствует предполагаемому событию (XII в.) .
Шапка Мономаха
Датировка:
Конец XIII - начало XIV века
Размер:
Высота 18,6 окружность 61.
Техника:
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, скань зернь.
Описание:
Входит в состав государственных регалий - знаков высшей монаршей власти. Древняя часть венца сделана из восьми золотых пластин, украшенных тончайшим золотым кружевом, узор которого образуют шестиконечные розетки-звезды и цветок лотоса. Полусферическое завершение с крестом, соболья опушка и жемчуг и драгоценные камни относятся к более позднему времени.
Организация: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
версия для печати
«Шапка Мономаха» тверского герба (к вопросу об истории ее происхождения и геральдическом значении)
[ 20.02.2002 ] // В. И. Лавренов, к. и. н. , Геральдическая комиссия при губернаторе Тверской области
В 1857 г. под руководством Б. В. Кене в России была осуществлена масштабная геральдическая реформа (1). Она оказала огромное влияние на российскую геральдику, но не имела разработанного механизма реализации и фактически не была проведена в подавляющем большинстве городов. По этой реформе все городские и губернские гербы получали однотипные обрамления в виде изображений разного ранга корон, орденских лент, венков, которые нивелировали индивидуальное начало в гербах городов и земель. Новые рисунки гербов стали плодом кропотливой работы коллектива Гербового отделения Департамента Герольдии Правительствующего Сената и ряда других лиц. Еще в 1851 г. в Департамент поступил императорский указ, в котором строго говорилось «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов изображать всегда императорскую корону, на гербах же городов уездных ставить городскую корону» (2). В 1856 г. император Александр поручил заведующему Гербовым отделением, геральдисту и нумизмату Б. В. Кене пересмотреть губернские и городские гербы и представить проектные рисунки тем из них, которые нуждаются в исправлении (3). При Кене Департамент Герольдии практически осуществил реформу городских гербов России и законодательным путем ввел их в делопроизводство.
Согласно правилам 1857 г. , опубликованным в «Полном собрании законов Российской империи» , теперь при создании новых гербов предполагалось приводить их к единообразной форме. Поэтому в ходе осуществления реформы основное внимание Кене уделил унификации городских гербов, путем создания единой системы украшений гербовых щитов. Отныне гербовые щиты венчали различные короны: императорская - губерний и столиц, серебряная башенная о трех зубцах - уездных городов, червленая башенная о трех зубцах - заштатных городов, червленая башенная о двух зубцах - посадов. Степень значимости города, специфику занятий его жителей отныне можно было определить по рисункам - украшениям вокруг щитов. Это были орденские ленты, дубовые ветви или листья, колосья, молоты и якоря. Теперь два золотых колоса по сторонам щита помещались в гербах городов и посадов, известных своим земледелием, а два золотых, перекрещенные за щитом, молота, отличали промышленные города (4). Однако вновь составленные гербы губернского города Твери и уездных городов Тверской губернии в новом реформированном виде в самих городах остались практически неизвестны. Рисовал проекты гербов художник Фадеев (5). Правила предписывали из всех, ранее утвержденных, городских гербов убрат
Валькирия Феникс
Гений
(96558)
17 лет назад
Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.
«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».
Согласно официальной государственной теории, появившейся в XVI веке («Сказание о князьях Владимирских»), этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения. Не исключено, что так называемая шапка Мономаха представляет собой дар хана Узбека московским князьям (Юрию Даниловичу или Ивану Калите) либо изготовлена по их заказу восточными мастерами.
Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Последним русским царём, венченным на царствование шапкой Мономаха был Иван V, сопровителем которого был его брат Петр I.