Melamory
Гуру
(3205)
17 лет назад
Памятник изготовлен из бронзы и камня
Памятник был воздвигнут по приказу Екатерины II. Для реализации проекта князь Голицын в 1766 году пригласил французского скульптора, профессора Парижской академии живописи и скульптуры Этьена Фальконе, которого рекомендовали Дидро и Вольтер, а их вкусу Екатерина доверяла. Ему было уже около пятидесяти лет, когда он узнал о том, что в далекой северной столице должен возникнуть некий величественный памятник в честь основателя города и реформатора императора Петра. 6 сентября 1766 года Этьен-Морис Фальконе подписал в Париже контракт. Его условия определяли: петербургский памятник Петру I состоять должен "главным образом из конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору при этом был назначен довольно скромный - 200 тысяч ливров (другие скульпторы, с кем велись переговоры, просили вдвое больше) . Впрочем, сам Фальконе большего не требовал. От имени российского правительства контракт был подписан полномочным министром Д. А. Голицыным. Вскоре скульптор отправился в Россию, в Петербург он прибыл в середине октября, вместе со своей семнадцатилетней ученицей Мари-Анн Колло. Для подготовки гипсовой модели памятника в натуральную величину потребовалось двенадцать лет: она была закончена лишь в 1778 году. 5 сентября 1767 года Екатерина II издала указ о передаче скульптору под мастерскую Оперного дома при Зимнем дворце. Масштабы мастерской вполне соответствовали задаче, стоявшей перед Фальконе. Работа началась с поиска лошади. Любимой лошадью Петра I, не раз выручавшего его в период Северной компании, была кобыла Лизетта голштинских кровей, и поэтому Фальконе пытался подобрать лошадь таких же кровей и темперамента. Скульптор осмотрел известные петербургские конюшни графа Алексея Орлова и отобрал двух лошадей - Каприза и Бриллианта. Они-то и послужили моделями монумента. Долго не давалась скульптору голова Петра. В выражении лица нужно было сочетать волю, ум, суровость, властность, устремленность в будущее, непреклонность и порыв. Помощница и друг Фальконе Мари-Анн Колло работала рука об руку с ним. Именно этой молодой женщине удалось найти верный образ Петра, она вылепила его голову. Змею, попираемую ногой коня, изваял для монумента русский скульптор Ф. Г. Гордеев.
Одним из самых впечатляющий элементов "Медного всадника", бесспорно, является пьедестал. Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне оригинальным способом. Камень погрузили на специальную платформу, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами. По рельсам платформа доехала до причала, где уже стояла специальная большая баржа. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. По воде "Гром-камень" был доставлен на Сенатскую площадь, где в момент его выгрузки 26 сентября 1770 года собралась огромная толпа горожан. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль. На одной стороне ее изображен "Гром-камень", а на другой - надпись: "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770". За отливку статуи никто в России браться не хотел, a иностранцы требовали огромную сумму. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, вместе с которым Фальконе подбирал сплав, делал пробы, - за это время он в совершенстве овладел искусством литья. Однако при отливке статуи произошло несчастье: одна из труб, по которой в форму поступала раскаленная бронза, лопнула, и металл стал выливаться. В отчаянии Фальконе выбежал из литейной. Статую спас мастер Хайлов: он намочил свой армяк водой, обмазал глиной и голыми руками приложил эту "заплату" к лопнувшей трубе, при этом от получил сильные ожоги и частично лишился зрения. 7 (18) августа 1782 года, в день столетия со дня вступления на престол Петра I, прошло торжественное открытие памятника Петру I. На церемонии присутствовала Екатерина II и весь цвет петербургско