Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск

какие особенности и приспособления у степных растений. задали в школу

Ученик (128), закрыт 2 года назад
Лучший ответ
Естественно, что именно в степях мы находим замечательные примеры приспособления растений к недостатку влаги; эти приспособления можно объединить в несколько типов:
Многие морфологические структуры устроены так, чтобы снизить испарение. Его интенсивность в сухих степях в дневные часы составляет 100-500 мг воды на 1 г сырой массы в час. Транспирационный расход воды составляет в разнотравных степях 415 мм за вегетационный период, в ковыльно-типчаковых степях - 78-99 мм. Важно вспомнить и то, что содержание воды в теле растений сухих степей составляет всего 30-65 % от сырой массы, что близко к предельному значению этого показателя для травянистых растений.
Известно, что для преобладающего большинства степных растений характерно развитие сильного опушения стеблей, листьев, а иногда даже цветков. Опушение (особенно светлое) защищает растение от больших потерь влаги, поскольку хорошо отражает тепловое излучение в условиях сильной солнечной освещенности. Многие виды несут густое "войлочное" опушение, например коровяк обыкновенный и вероника седая.
Защита от потерь влаги на транспирацию может достигаться с помощью другой стратегии, а именно благодаря развитию мощных покровных тканей. Толстостенный, иногда многослойный эпидермис степных растений часто покрыт водонепроницаемым слоем толстой кутикулы или даже воскового налета. Из-за этого степной травостой имеет тусклый, седоватый или сизоватый цвет, контрастирующий с яркой изумрудной зеленью луговых сообществ. Примерами широко распространенных видов растений с сизым восковым налетом могут служить многие представители рода молочай Уменьшению расхода воды способствует и общее сокращение испаряющей поверхности, что достигается за счет развития узких листовых пластинок у многих степных злаков и осок, которые к тому же в сухую погоду могут складываться вдоль, уменьшая испаряющую поверхность. Подобное свойство отмечено, в частности, у некоторых видов ковылей. В других случаях узкие, волосовидные, свернутые вдоль листья являются постоянным морфологическим признаком, как у типчака.
Сокращение испаряющей поверхности у многих степных растений достигается также за счет сильно рассеченных листовых пластинок. Особенно наглядно это видно при сравнении родственных пар видов из влажных и засушливых областей. Подобное явление можно наблюдать при сравнении многих близких видов зонтичных, а также у полыней из семейства сложноцветных. Во всех этих случаях у степных видов листья более рассеченные и узкие, чем у их родственников из более влажных биотопов.
Уменьшение размеров листьев - еще один путь к снижению транспирации. В частности, редуцированные листья свойственны. представителям рода спаржа (аспарагус) из семейства лилейных, а также оригинальным кустарниковым голосеменным - эфедре (хвойнику) .
Особенно много безлистных растений встречается на солончаках, которые то там, то здесь вкраплены в ландшафты южных сухих степей. У безлистных видов фотосинтез происходит не в листьях (которые отсутствуют или очень сильно редуцированы) , а в зеленых стеблях. Наиболее характерными представителями этой интересной группы растений являются солелюбивые суккулентные виды из семейства маревых, например, солерос и солянка.
Остальные ответы
"Листья ковылей и других степных злаков очень узкие, обычно не шире 1,5-2мм, и к тому же в сухую погоду складываются вдоль, благодаря чему их испаряющая поверхность становится еще меньше. У многих видов, например у узколистного ковыля, листья сложены постоянно. Немногие виды осок, встречающиеся в степи, своим обликом и строением вегетативных органов сильно напоминают дерновинные злаки. Уменьшение листовой поверхности (по сравнению с растениями более влажных местообитаний) в той или иной мере свойственно большинству степных растений. У многих из них - подмаренников, качимов, тимьянов, песчанок, волжской смолевки, русской солянки) и т. д. - листовые пластинки очень мелкие. У других - триний, жабриц, горицветов, узколистного пиона и т. д. - они расчленены на тончайшие дольки или сегменты. У третьих, например у кузьмичевой травы или спаржи, листья недоразвиты и функцию фотосинтеза выполняют плотные, слабо испаряющие стебли. У многих видов испарение уменьшено благодаря обильному опушению; таковы мохнатая грудница, василек Маршалла, седая вероника, эфиопский шалфей, многие астрагалы и т. д. Опушение (часто делающее растения мохнатыми) отражает часть солнечных лучей и создает особый "микроклимат", некоторое "затишье" у поверхности листа. У некоторых степных растений на поверхности отлагается слой воска или другого водонепроницаемого вещества, выделяемого кожицей. В этом случае поверхность растения становится гладкой, блестящей и приобретает сизый оттенок (молочаи, жабрицы, малый воскоцветник, русский василек и другие) . Некоторые степные травы избегают перегрева, размещая свои листья вертикально, ребром к солнцу, например некоторые наголоватки, серпухи, хондриллы и другие. Один из степных сорняков - дикий латук особенно любопытен тем, что его вертикальные листья располагаются преимущественно в плоскости, ориентированной в направлении с севера на юг; растение представляет собой, таким образом, своего рода живой компас. Характерно, что среди обитателей степей (если не считать, пожалуй, весенних трав) мало ярко-зеленых растений: листья и стебли у большинства из них окрашены в тусклые, блеклые тона. Это результат особенностей их микроскопической структуры, направленных на защиту ассимилирующих тканей от излишнего освещения. Таким образом, многие степные растения по своему внешнему облику и особенно по анатомическим признакам хорошо отличаются от растений других зон. Однако есть среди них и такие, стебли и листья которых не обнаруживают признаков засухоустойчивости. Это растения с особо мощными, глубокими корневыми системами, не нуждающиеся поэтому в специальных приспособлениях, ограничивающих испарение. К числу их относится, например, серповидная люцерна. Впрочем, у всех обитателей степей - и злаков, и представителей разнотравья - корневые системы развиты сильнее, чем у лесных или луговых трав. По-своему приспособились к степному климату тюльпаны, гусиные луки, шафраны, сарматская беллевалия и некоторые другие растения-эфемероиды. Они развиваются весной, когда почва достаточно увлажнена, а к началу засухи уже успевают отцвести и отплодоиосить и до следующей весны покоятся под землей в виде луковиц, корневищ, клубней и т. д. " - вырезка из http://www.rostravy.ru/1/step.php