NS
Оракул
(59875)
17 лет назад
РОМЭН, цыганский театр в Москве. Основан 24 января 1931 как «Индоромэнский театр-студия» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Сначала спектакли шли на цыганском языке, с 1940 — также на русском. Инициаторами и непосредственными организаторами театра были А. А. Андреев, А. В. Германо, Г. П. Лебедев, И. И. Ром-Лебедев, М. И. Гольдблат, С. М. Бугачевский и др. В октябре 1930 эта группа московской творческой интеллигенции пришла к первому наркому просвещения А. В. Луначарскому с идеей создания единственного в мире профессионального театра цыган. Первое публичное выступление состоялось 30 апреля 1931. Это было обозрение Э. Шолока и М. Безлюдского на темы кочевой жизни цыган и концерт народных песен и мелодий. 16 декабря 1931 «Ромэн» получает статус профессионального театра (состоялся спектакль Жизнь на колесах по пьесе А. Германо) . С первых шагов театра определился репертуар, главным принципом которого было поначалу отображение кочевой жизни цыган, их постепенный переход к оседлой трудовой жизни, вступление в полноценную социалистическую реальность. Об этом — спектакли Фараоново племя Сверчкова (1933), Между огней Германо (1934), Табор в степи (1934), Дочь степей (1935), Свадьба в таборе (1935, все три пьесы Ром-Лебедева, «великого цыгана» , заслуженного деятеля искусств России, члена Союза писателей СССР) .
Уже с первых лет существования театр стремился к некоторым отступлениям от ведущего репертуарного принципа — с первых же сезонов в афише «Ромэна» стали появляться такие спектакли, как Кармен П. Мериме (1934), Цыганы А. С. Пушкина (1936), Кровавая свадьба Лорки (1939), Макар Чудра М. Горького (1941), Чудесная башмачница Лорки (1941), Грушенька И. Штока по Н. Лескову (1946) и др. Первым художественным руководителем театра стал Гольдблат (1931-1936), затем театр возглавил (с 1937 по 1941) М. М. Яншин, артист МХАТа. Молодая труппа ощутила потребность выстраивать действие в соответствии с психологическими разработками характеров, делать его достоверным, простым, но «мхатовским» по духу верности «правде жизни» . После Яншина театр возглавляли П. С. Саратовский (1941-1957), С. А. Баркан (1958-1963), М. Н. Сидоркин (1963-1965). С 1977 художественным руководителем «Ромэна» является Н. А. Сличенко — известный актер, режиссер, певец, народный артист СССР (1981). Сличенко пришел в «Ромэн» в 1951. При нем многие артисты и режиссеры театра окончили ГИТИС (ныне РАТИ) , репертуарная афиша стала более сложной, театр много ездил в гастрольные поездки по всему миру (Япония, Франция, Австрия, Турция, Индия, Югославия и др.) . В тот момент, когда Сличенко возглавил «Ромэн» , на его подмостках доигрывали те, кто стоял у истоков рождения этого самобытного театра, — М. Скворцова, М. Черкасова, С. Андреева, В. Вербицкая, В. Поляков, И. Ром, И. Хрусталев, Ляля Черная (Н. Хмелева) и другие. За прошедшие десятилетия в театре выросли собственные композиторы, сценографы, режиссеры, артисты. Сегодня широкой известностью пользуются артисты театра И. Некрасова, И. Морозова, Д. Туманская, Е. и Г. Жемчужные, М. Оглу, Н. Лекарева, Т. Агамирова, В. Страшинский, А. Титов, А. Булдыженко, Б. Василевский, М. Бизев, Л. Ярошенко, Н. Голубенко, М. Иванов и др. Театр пополнился талантливой молодежью, среди которой уже получившие известность О. Жемчужная, Р. Грохольский, Р. Лекарева, Н. Оглу (лауреат Всероссийского конкурса цыганского романса «Романсиада» , 1999), Х. Богачаров и др. Более четверти века сохраняется в репертуаре спектакль-обозрение Мы — цыгане! , своеобразная визитная карточка театра, по которой «Ромэн» узнают во всем мире.