A-stra
Гений
(78534)
17 лет назад
В современных домах витраж чаще всего используют с расчетом не столько на естественное, сколько на искусственное освещение. Если раньше самой распространенной формой было витражное окно, то теперь это – потолочные плафоны, фальшпроемы в стенах, межкомнатные перегородки. Практически нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати. И очень часто он становится центральной декоративной темой всего дома, связывая отдельные помещения в общий художественный контекст.
Большая часть современных витражей делается из американского стекла. Именно в Америке в конце XIX века Тиффани и Ла Фарж изобрели технологию многослойного стекла, которое позволило добиться такого цветового разнообразия, которое было недостижимо для мастеров средневековья. И именно в Америке появилась индустрия витражного стекла, которая постоянно развивается, обогащая возможности художника благодаря появлению новых фактур (очень интересно, скажем, выглядит стекло с названием «уроборас» с поверхностью, похожей на застывшую водную рябь) . Еще одна новинка – стекла с дихроичным напылением – позволяет достигать эффекта металлической (например, золотой) поверхности.
Современные возможности витража почти безграничны. Очень популярна сегодня технология, при которой стекло измельчается в пудру, соединяется со специальным клеем, и этой смесью расписывается витражное стекло. При такой обработке после обжига получается сложная, объемная фактура. Эффектно выглядят скульптуры или композиции из металла, в которые фрагментарно включены цветные стекла (это может быть не промышленное стекло, а кустарное, которое до сих пор делается в мастерских на угольных печках) . Сегодня даже витрины можно оформлять цветным стеклом, поскольку, хотя стандартный размер витражного стекла 60х120 сантиметров, современные технологии позволяют делать цветное стекло даже для витрин, размером 2х3 метра.
Тонкие сочетания целых и измельченных стекол способны передать даже импрессионистическую манеру живописи, превращая плоскость витража в глубокую, объемную композицию, построенную на нюансных решениях. Благодаря этой технологии современный витраж в отличие от классического с его контрастным подбором стекол и четкими границами цвета освобождается от стилистических рамок, превращаясь в более разнообразное и пластичное декоративное средство и делая витраж эмоциональным и художественным центром любого интерьера.
Стремление к тому, чтобы сделать витражи доступными для самых разных слоев населения, привело к возникновению нового направления в витражном искусстве – технологии накладных витражей. Разработанная в США в середине XX века, технология быстро завоевала популярность благодаря уникальным художественным и конструктивным характеристикам. Хотя она использует новые современные материалы, вся работа по-прежнему выполняется вручную. Принципиальное отличие новой технологии от классической состоит в том, что в качестве основы берется целое полотно стекла, а все элементы витража наносятся на это стекло с двух сторон. Таким образом, появилась возможность резко повысить прочность витража - ведь стекло основы может быть различной толщины, закаленным и даже триплексом, что позволяет шире применять витражи для больших остекленных поверхностей и проемов, для потолочных плафонов и в стеклопакетах любого размера. Часто в накладных витражах используется рифленое структурное стекло, которое помогает создавать оригинальные световые и цветовые эффекты.
Артём
Высший разум
(115119)
17 лет назад
Существует целый ряд отделочных материалов и интерьерных решений, разыскивая информацию о которых в каком-нибудь толстом справочнике, хочется вместо раздела «строительство и ремонт» открыть главу «культура и искусство» . В самом деле, разве можно не оценить великолепие, скажем, розетокмедальонов художественного паркета, панно из дорогой керамической плитки или витражей — необыкновенно красивых мозаичных картин из кусочков цветного стекла?
Слово «витраж» происходит от французского la vitre – «оконное стекло» . В классическом понимании витраж – это сюжетная, декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол, вставленная в оконный переплет вместо обычного прозрачного стекла. В более широком смысле витраж – любая прозрачная картина (рисунок, узор) , выполненная из стекла или на стекле и используемая для украшения оконных и дверных проемов, подвесных потолков, перегородок, витрин, ширм и т. д.
Истоки красоты
Прототипом витража можно считать мозаику из непрозрачного стекла – смальты. Фрагменты плоского цветного стекла, найденные в Бени-Хасане (Египет) и Риме, позволяют судить о том, что простейшие «витражи» существовали в Древнем Египте уже во ІІ тысячелетии до н. э. , а в Риме – примерно в І веке н. э. В те далекие времена для отделки стен и полов использовали мозаику и фрески, а для украшения окон – цветное остекление, представлявшее собой не что иное, как стеклянную мозаику, вставленную в каменные или деревянные оконные проемы.
Классический витраж (фирма «Русское оконце»). Таким образом, окно становилось продолжением стенного декора, органично вписываясь в общее тональное решение интерьера. В V–VІ веках витражи украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Однако наивысшего расцвета это искусство достигло в эпоху Средневековья. Готические соборы по сей день поражают воображение не только стремительным вертикальным взлетом архитектурных конструкций, но и внутренним убранством. Многочисленные мозаичные панно из кусочков разноцветного стекла смягчают освещение внутри храмов, делают их художественное оформление поистине совершенным и, пожалуй, самое главное, – создают мистическую обстановку, полную таинственного мерцания цветных теней.
Существует много техник создания витража: классический метод, фьюзинг, «Тиффани» , пескоструйная технология, а также ряд современных методов, предполагающих создание витража на едином куске стекла. Одни сегодня больше востребованы на рынке, другие – меньше. Однако иметь хотя бы самые общие представления обо всех методах изготовления витражей, как нам кажется, захотят многие читатели.
Итак, классическая техника предполагает изготовление витража из разных по форме и величине фрагментов плоского цветного стекла, скрепляемых свинцовыми спайками. Свинцовый профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла. Для более детализированного рисунка, собираемого из маленьких фрагментов, применяют технику «Тиффани» . В этом случае мастера используют ленту из липкой медной фольги, которой обклеивают каждое стеклышко по периметру. Это позволяет соединять стеклянные фрагменты по весьма прихотливо изогнутым линиям, получая в итоге «объемный» витраж. Неудивительно, что технику «Тиффани» используют при украшении абажуров, светильников и т. п. Прочную, но менее гибкую и эластичную латунь для соединительного профиля применяют в тех случаях, когда линии рисунка на эскизе – прямые или изогнуты по большим радиусам.
Добиться потрясающего эстетического эффекта позволяет фьюзинг (спекание стекла) . После того как рисунок будущего витража поступил в производство, мастер вырезает поэлементно все его детали из стекол соответствующих цветов. Затем с помощью специального клея стеклышки фиксируются на бесцветной стеклянной подложке и переносятся в печь. В зависимости от толщины стекла, выбранного рисунка, применяемых стекол режим спекания бывает различным.
Бендинг придает витражу полукруглую, цилиндрическую ил