Откуда пошло выражение "Все дороги ведут в Рим"?
Даже легенда об этом, есть, только я её забыла! :-(
Все дороги ведут в Рим
Поговорка времен раннего Средневековья.
Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому баснописцу Жану Лафонтену (1621 — 1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808—1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.
Во времена могущества Римской империи Рим был точкой отсчета для всех дорог. Во всяком случае так считали римляне, полагавшие себя главными в мире. И всякое расстояние отсчитывалось от Рима. А раз все дороги идут из Рима, то и возвращаются в Рим же.
Советую почитать историю за 6 класс. Там как раз рассказывают, что Рим был центром мировой торговли, отсюда и выражение..
Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. В конце третьего тысячелетия до нашей эры были "янтарный путь", пересекавший всю Среднюю Европу, "оловянный путь" - от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. На Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии "лазуритовый путь" с четвертого тысячелетия до нашей эры. Известна "царская дорога", шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Дорога имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами. В конце четвертого века до нашей эры была построена Аппиева дорога - от Рима до Капуи и Брундизии. Римлянами была построена сеть дорог , пересекавших Западную Европу. Она состояла из 372 больших дорог , 29 из которых заканчивались у Рима . Вот откуда пошло выражение "все дороги ведут в Рим ". Римские дороги строились из гравия, булыжника и тесаного камня, уложенных на известковом растворе. В болотистых районах римляне строили дороги с деревянным покрытием. Толщина дорожной одежды, состоящей из нескольких слоев, достигала 1 метра. Аппиева дорога была выложена из квадратных камней. С падением Римской империи прекратилось строительство дорог в Европе. Из этого можно сделать вывод: любое сильное государство свое могущество демонстрировало через строительство дорог.
Раньше это выражение было "Все дороги ведут в Сенат" законы, жалобы и прочие подряд на строительство и д.р. а сенат был на Капитолиском холме в Риме. Американцы всё переняли.