Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

что такое морфема? (для 5 класса)

Знаток (272), закрыт 10 месяцев назад
Лучший ответ
Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.
Морфы и алломорфы
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи) , аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты» . Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь» .

Классификация морфем. Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни) , и аффиксальные (аффиксы) .

Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание) "). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) , не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов — префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка — приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр. , вид у глаголов) .

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение) . Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция) . Флексии — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.
Остальные ответы
корень
наука изучающая корень слова
Морфема — значимая часть слова. Например, глагол перепрыгивать членится на такие значимые части: пере-прыг-ива-ть. Каждая из них имеет смысл. Докажем это. Пере-прыгивать, пере-летать, nepe-скакиватъ, пере-плывать, nepe-ползать.. . Во всех словах есть пере-, все они имеют значение «преодолевать препятствие или пространство» . Сравним с другими глаголами: от-прыгивать, от-летать, от-скаки-вать, от-плывать, от-ползать.. . Вывод: если есть морфема пере-, то существует значение «преодолевать препятствие» . Нет пере-, значит, нет и такого значения. Отсюда следует, что значение «преодолевать препятствие или пространство» передается частью слова пере-, она, таким образом имеет значение.
Так же можно доказать, что значимы -прыг-, -ива- (сравним: перепрыгнуть; -ива- обозначает несовершенный вид глагола) , -ть (сравним: перепрыгива-л; -ть обозначает неопределенную форму глагола) . Итак, в слове пере-прыг-ива-ть четыре морфемы.
Морфема может выступать в нескольких разновидностях: пере-прыг-ива-ть —прыж-ок; здесь одна и та же морфема, корень, представлена двумя разновидностями: -прыг- и прыж-. Разновидности морфемы называются морфами. Морфы прыг- и прыж- представляют одну и ту же морфему.
Сравним: ход-ить — хож-у, пере-сад-ить — саж-у, завод-ить — завож-у, город-ить — го-рож-у, налад-ить — налаж-у, колоброд-ить — колоброж-у, уд-ить — уж-у, стыд-ить — стыж-у.. . Каждый корень представлен в двух видах, и ясна закономерность: перед -ить, показателем неопределенной формы, корень с д в конце, перед -у, показателем 1-го лица, — с ж. Последующая морфема, -ить или -у, определяет выбор того или иного морфа. Морфы, таким образом, позиционно чередуются. Позицию определяет следующая морфема. Это чередование грамматическое: чередуются морфы по приказанию следующей морфемы, грамматической единицы. Позиционно чередующиеся морфы объединяются в одну морфему. Так, например, морфы ход- и хож- представляют одну и ту же морфему, один и тот же корень.
Морфемы бывают такие: корень, главная часть в слове (корень может быть один в слове, без других морфем) , и аффиксы — морфемы, которые находятся при корне. Аффиксы делятся на словообразовательные и словоизменительные (см. Словообразование и словоизменение) . Аффиксы уточняют, ограничивают, дополняют смысл корня: медвеж-онок (не просто медведь, а маленький детеныш: -онок уточняет, дополняет значение корня) ; черн-ик-а (названо этим словом не все, что черно, а ягода: -ик- дополняет, уточняет, ограничивает значение корня) ; анти-обледенитель (не всякое вещество, имеющее отношение к обледенению, а только то, которое направлено против обледенения: анти- ограничивает и уточняет значение корня) .
Другие морфемы показывают связь между словами: глубок-ую рек-у, глубок-ой рек-и, глубок-им рек-ам.. . Без помощи морфем -ую и -у, -ой и -и, -им и -ам нельзя выразить грамматическую связь между существительным и прилагательным.
Аффиксы первого типа лексико-граммати-ческие, их значение важно и для лексики, и для грамматики. Все аффиксы второго типа (служат для связи слов) грамматические.
Если аффиксы стоят перед корнем — они префиксы (или приставки) ; если аффиксы стоят после корня — они постфиксы. Словообразовательные постфиксы называются суффиксами, словоизменительные постфиксы — флексиями или окончаниями (см. Способы грамматические) .
Понятие «морфема» введено в науку русским ученым И. А. Бодуэном де Куртенэ. Он писал о термине «морфема» : «Считать подобный термин лишним — это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными названиями: «дуб» , «береза» , «ель» , «ива» и т. д.» . В современной лингвистике появилась особая научная отрасль — морфемика, она изучает морфемы.
Морфема - наименьшая частица в слове, например : корень, приставка суффикс... Надобно знать уже!
Источник: я знаю просто)