Голосование за лучший ответ
Владимир СТЭН
Просветленный
(40906)
12 лет назад
Сейчас бы его назвали экстремистским. .
Интересно, модераторы удалят?
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой, -
А куда? не знаю!
Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек -
Знает бог единый!
Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?
Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье
Видит: с запада идет
Светлое посланье.
В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.
И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.
"Хлеб да соль! И в добрый час! -
Говорит державный. -
Долго, дети, ждал я вас
В город православный! "
И они ему в ответ:
"Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина! "
Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу -
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!
Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Ксения Мацнева
Ученик
(183)
8 лет назад
Историко-литературный комментарий. В данном произведении на первый план выходят патриотические чувства лирического героя.
В нём воссоздаётся величественная картина объединения земель вокруг Москвы, соединения Руси, расширение её пределов. Поэт показывает, как представители многочисленных народов приходят в Москву
и просят русского царя принять их под своё покровительство. Царь рад этому, принимает с отеческой заботой и любовью. Картина пира, данная в предпоследней строфе, создаёт атмосферу всеобщего ликования и радости.
Поэт выражает надежду, что Русь будет сильной державой, способной отразить в нужный момент удар врага. Литературоведческий анализ. Стихотворение интересно с точки зрения композиции и организации пространства.
В нём даётся масштабный образ России, показанный во многих ракурсах. Читатель становится свидетелем постепенного расширения пространства: сначала его взору предстаёт поле, усеянное колокольчиками,
он видит всадника, скачущего на коне, стремящегося в неизвестную даль. Затем перед взором читателя открывается картина столичного города,
где происходит встреча русского царя с представителями иных народов. Толстой воссоздаёт здесь важнейший этап в жизни страны: объединение русских земель вокруг Москвы,
что привело к укреплению могущества и величия Руси. К концу стихотворения пространство вновь сужается, взору читателя вновь предстаёт картина русского поля,
которое мило сердцу лирического. Таким образом, здесь можно говорить о кольцевой композиции.
Диана Бушукина
Ученик
(211)
8 лет назад
Это очень нежное в описании природы стихотворение. Автор явно любуется русской степной природой летом. В этом стихотворении граф Алексей Константинович размышляет о судьбах Святой Руси – России. Он говорит здесь о вековечной традиции восточных славян: жить в единой могучей державе, которую они создавали веками. Ещё начиная с возникновения древнерусской государственности все восточнославянские племена стали жить в единой мощной империи - в Святой Руси. Так было и позднее – во времена существования Московского Царства и во времена Российской Империи.
Так было и при Советском Союзе, до возникновения которого автор не дожил (и слава Богу! Ведь не известно, что с ним сделали бы большевики!). «Всех его исполнил вид и любви, и страха. На челе его горит шапка Мономаха», - это, по-моему, главное место в этом стихотворении, это апогей повествования. Автор явно является защитником монархических и традиционалистских принципов русской государственности.
Он видит, как родные братья великоросский, малороссийский и белоросский народы кланяются своему Государю – Самодержцу Всея Руси. Звуки, которые свидетельствуют о пире и о единении и укреплении братских уз между братьями, очень не нравятся немцам, туркам и венграм – исконным врагам и соперникам России на мировой политической арене. Это и понятно. Ведь наши заклятые недруги стремятся во что бы то ни стало разъединить наши братские народы. На какое-то время это им удалось. Но, конечно, ненадолго. Россия ещё выживет без других республик, но вот Украина и Белоруссия – навряд.
Наши народы и наши республики могут быть сильными и стабильными только при условии своего полного единства. И недаром, идеолог борьбы США против СССР Бжезинский не раз говорил о том, что главная задача Запада разъединить наши народы, таким образом ослабив их. А ещё лучше: натравить русских, украинцев и белорусов друг на друга. Сделать их друг другу злейшими врагами – и тогда задачи мирового закулисья будут выполнены. Но врагам победы над нами не видать!
gusty_man
Гуру
(2996)
4 года назад
Первый вариант стиха Алексей Толстой написал в 40-е года, в котором основной образ символизирует воспоминания "о делах былого" и ностальгию по Киевской Руси и Новгородской республике, которые лирическому герою представляется идеальным государством. Второй вариянт был опубликован в 1854. В это время была Крымская война, в которой Алексей Толстой в ней сам участвовал, ужесточилась николаевская цензура. В старом варианте стихотворения была демократическая направленность, а это являлось помехой для публикации. Потому стих в новом варианте приобрел другой смысл.
В стихотворении автор размышляет о судьбе страны, о ее будущем. Призывает любить природу и жить в единой могучей державе, которая создавалась веками славянским народом. Потому тематика произведения - пейзажная, гражданская и патриотическая. Для лирика Алексея Константиновича Толстого характерны мотивы любви и веры - как пути единению людей.
У лирического субъекта трепетно-бережное отношение к природе. Мчась с прекрасным настроение на коне, "непокорного нрава", любуясь красотой окружающего мира, герой начинает предполагать варианты окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Где в светлом, православном граде жители приветствую гостей. А образ мудрого, харизматического, величественного монарха внушает гражданам любовь и страх, что соответствует представлениям об идеальном правителе. Ретроспектива (взгляд в прошлое) завершается пиром, сопровождающемся звуками колоколов и гуслей. Это символизирует объединение славянских народов, которое иноземцам не по нраву. В финальной строфе, где рефрен не полностью соответствует зачину, перед нами вновь представляется картина русского поля. Потому композиция стихотворения кольцевая.
Средства выразительности
Эпитеты: веселый май, чистое поле, тесный мир, светлый град, светлое послание, светлое лицо.
Олицетворение: Цветики степные, что глядите, звените, головой качая, не кляните, что грустите?
Метафора конь несет меня стрелой, мы летим, лицо блещет славой.
Сравнение. Черпак не блещет как огонь