Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184803)
12 лет назад
Главное в комедии – общественная драма Чацкого, на это указывает и само название «Горе от ума» . Александр Сергеевич Грибоедов писал: «...В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим...» .
Приезд Чацкого с самого начала вносит неудобство, возмущает это общество бездельников-бар и чиновников. С этого момента разворачивается трагедия Чацкого – несчастливая любовь к Софье переплетается с конфликтом с московским дворянством.
Две линии трагедии Чацкого (личная и социальная) объединяются в одну.
Кульминацией комедии является бал. Здесь мы уже не понаслышке узнаём членов фамусовского общества: властную барыню Хлестову, лгунишку и вора Загорецкого, «мужа-мальчика» Горича, заядлых сплетников господ N. и D. и многих других гостей, типичных представителей общества реакционных дворян-крепостников. Вот против кого восстал Александр Андреич! Я думаю, как раз тут и раскрывается до конца первая линия трагедии Чацкого – его одиночество в обществе, в своих взглядах, политических убеждениях.
Другая линия трагедии Чацкого – личная драма, разочарование в любимой девушке. Воспитанная в фамусовском обществе Софья уже успела впитать его взгляды, среда уже наложила отпечаток на ее поступки. Самое горькое, что именно Софья, обиженная за Молчалина, наносит Чацкому сильнейший удар: «Он не в своем уме» . Так родилась сплетня о сумасшествии, подхваченная реакционным обществом, обществом, которому Чацкий как идейный враг, как передовой человек, ненавистен.
Ислам Алданов
Ученик
(224)
7 лет назад
Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" — одно из самых загадочных произведений русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетном плане.
Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.
Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем о своем "мильоне терзаний", молодой герой остается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет! Развитие действия продолжается — должна решиться личная судьба героя. Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания — одно из достоинств комедии — вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".
Почему же до сих пор эта комедия — одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему по прошествий стольких лет нас волнует драма Чацкого? Попробуем ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с другими героями.
Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века. Но для нас Александр Андреевич Чацкий — это художественный образ бессмертной комедии, в которой "отразился век и современный человек", и, хотя многие называли комедию "Горе от ума" "комедией нравов", каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. Вот и в этюде И. А. Гончарова "Мильон терзаний" есть такие слова: "Чацкий неизбежен при каждой смене века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого..."
О чем же эта комедия?
Чаще всего критики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого — личной и общественной.
История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку "назад тому лет пять", Петербург — "с министрами связь, потом разрыв", путешествие за границу — и возвращение к сладкому и приятному дому Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. "Сам толст, его артисты тощи", — говорит он об одном из московских "тузов" и его крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал И не учился?..
Прошли годы, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве мало что изменилось. За границей Чацкий "ума искал", учился. Но кроме научных истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и национально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе личности, равенстве, братстве. Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критического осмысления того, что происходит в империи.
Чацкому смешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими "слабодушие, рассудка нищету". Теперь ему ясно видно, что в Москве "дома новы, но предрассудки стары". И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается от службы, объясняя это тем, что "служить бы рад — прислуживаться тошно". Он "славно пишет, переводит", он добр и мягок, остроумен