Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Почему железнодорожная колея в России шире чем в Европе, обоснуйте ответ?

Змей Водяной Мыслитель (7361), закрыт 12 лет назад
Лучший ответ
Уженок Дождя Высший разум (117383) 12 лет назад
Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6' (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4'81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4'81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6'.
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4'81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5' (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм.
Остальные ответы
Фауст Мастер (1420) 12 лет назад
Чтобы супостат не смог быстро ездить!
Zenalex Профи (844) 12 лет назад
Из соображений безопасности. Когда строили, не хотели, чтобы в случае войны, противник из Европы мог проехать напрямую, не меняя подвижного состава.
Но это только одна из версий.

Есть такой анекдот:
У царя спросили:
- Батюшка, будем строить ЖД такую же, как в Европе, или шире?
- Нах%й шире!
И построили ЖД на царский х%й шире

(1520-1435 = 85мм = 8.5см)
Валентин МельниковВысший разум (271408) 12 лет назад
8.5 см - для длины маловато, для толщины слишком много.

Так что версия явно лажовая.
Zenalex Профи (844) Строго говоря - ширина колеи была 1525 в царские времена, так что 9см получается. А 9см, по исследованиям европейских ученых - нормальная длина члена
Григорий Ш. Искусственный Интеллект (137234) 12 лет назад
Когда проектировали первую железную дорогу Санкт-Петербург - Москва, у царя спросили, какой ширины делать колею, как в Европе или шире? "На х... й шире" - ответил царь. И с тех пор колея в России шире европейской приблизительно на эту величину.))))))
Валентин МельниковВысший разум (271408) 12 лет назад
8.5 см - для длины маловато, для толщины слишком много.

Так что версия явно лажовая.
МартенЗнаток (362) 7 лет назад
Главный министр заставил всех министров снять штаны и линейкой перемерял все херы включая свой. Вычислил среднее значение, которое оказалось 8,5см.
Мартен, выходит если бы «главным министром» тогда была бы симпатичная девушка - у нас ширина колеи была бы не на 8, а на 16см шире?
Викторыч Высший разум (249154) 12 лет назад
Вопрос о ширине железнодорожной колеи имеет свою историю, часто пересекающуюся с историей человечества.

Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов) . Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии) . Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль - Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном.

В 1833 г. инженер Бринель предложил иной вариант: построить Большую Западную дорогу с шириной колеи в 7’ (2135 мм) . Он считал, что это создаст благоприятную среду для повышения скорости движения. Такая дорога была построена.
На Европейском континенте с шириной колеи в начале была настоящая чехарда. Была создана специальная парламентская комиссия, которая 12 августа 1846 г. на основании мнений 46 экспертов приняла билль по вопросу о ширине колеи. Принятый парламентом Великобритании закон обязывал всех владельцев железных дорог перешить (т. е. перестроить) свои пути на единую «стефенсоновскую» колею. Большинство стран Европы в конце концов также перешли на этот стандарт.

В России первая железная дорога «Санкт-Петербург - Царское Село» имела ширину 6’ (1829 мм) . Позже, 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога России длиной 650 км с колеей 1524 мм стала предшественницей всех российских железных дорог, а также железных дорог Финляндии.
Уже при строительстве этой дороги, русский инженер П. Мельников, посетивший Америку перед началом строительства, предложил колею шириной 5' (1524 мм) . Она была на 89 мм шире «стефенсоновской» колеи. Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект - отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

С середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже - СССР) , Финляндии и Монголии была ширина колеи 1524 мм. Во второй половине XX века, а точнее - с мая 1970 года до начала 90-х гг. , железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при эксплуатации товарных поездов, повысить их скорость движения без модернизации самого подвижного состава.
После распада СССР 1520 мм - стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его месте.

В целом на Земном шаре примерно 75% длины железных дорог имеют стефенсоновскую колею 1435 мм, 11% дорог - более широкой колеи и 14% - узкой.
Похожие вопросы