йццй йцйцйу
Знаток
(327)
8 лет назад
отребность в энергии, основные источники которой относятся к невозобновляемым, будет увеличиваться в ближайшие два десятилетия более чем на 2% в год, то есть мировой спрос с 9 млрд. тонн условного нефтяного эквивалента в 2000 году возрастет до более чем 13 млрд. тонн в 2020 году. 1 При этом около двух третей спроса будет покрываться за счет нефти и газа. Именно поэтому контроль над районами нефтедобычи приобретет первостепенное значение для промышленно развитых стран.
Этот факт наряду с мировыми тенденциями роста цен на нефть и газ становится одним из решающих при оценке конкурентоспособности государства.
Глобальный характер и все большая политизация энергетических проблем выдвинули их в число основных элементов, влияющих на внешнюю политику многих стран. Причем, учитывая перспективы дальнейшего развития мировых энергетических рынков, в последующие десятилетия можно ожидать усиления роли энергетического фактора в международной политике.
В этой связи немалый интерес представляет анализ влияния нефтяного
1 Современные Международные отношения и и мировая политика M, 2004, с 382 фактора на внешнюю политику стран-производителей и потребителей нефти Западного полушария.
Латинская Америка является одним из основных нефтеносных регионов мира не только в отношении уже установленных запасов, но и перспективных ресурсов.
Актуальность изучения влияния нефтяной проблемы на международные отношения в целом, и на внешнюю политику ряда стран Латинской Америки в частности, обусловлена несколькими основными причинами.
Во-первых, в совокупном энергобалансе стран Южной Америки доля нефти выше, чем в большинстве других регионов мира, что определяет зависимость их экономик от внутренних и внешних источников углеводородного сырья.
Во-вторых, в процессе укрепления государственного суверенитета стран Латинской Америки на протяжении практически всего XX века особое внимание уделялось установлению национального контроля над нефтяной промышленностью в целях обеспечения энергетической безопасности и экономической независимости.
В-третьих, асимметричная межрегиональная система, сложившаяся в Западном полушарии, выдвигает нефтяной фактор практически на первое место во взаимоотношениях между «центром» и «периферией» данной системы, между США и государствами Латинской Америки. Это связано с тем, что Соединенные Штаты, будучи крупнейшим потребителем энергоресурсов на планете, во второй половине XX века перешли в категорию крупнейших импортеров нефти, что привело к их зависимости от внешних поставок данного вида ресурсов.
В последние годы особенно четко обозначилась тенденция, направленная на формирование «однополярного» мира, который именуется в литературе как «Рах Americana». Альтернативная система многополярного» мира оставляет государствам Латинской Америки гораздо больше возможностей для сохранения своей национальной идентичности и для проведения относительно самостоятельной внешней политики.
В области энергоресурсов в Латинской Америке выделяются четыре страны: Венесуэла - один из крупнейших в мире экспортеров нефти и влиятельный член ОПЕК. Мексика занимает 8-е место по добыче нефти, Аргентина - вывозит и импортирует нефть, а Бразилия стремится к самообеспечению нефтью и к решению проблемы энергоснабжения в масштабе региона.
Выбор стран, исследуемых в данной работе обусловлен рядом конкретных причин. Так, Мексика и Венесуэла являются крупнейшими нефтедобытчиками и экспортерами в мировом масштабе. При этом большая часть углеводородов поставляется в США. Мексиканская нефть стала важным агрументом для включения этой страны в НАФТА. Венесуэла же использует Нефтяной фактор в процессе активизации и дивессификации внешнеполитической деятельности государства.
Бразилия, Аргентина, Боливия, Эквадор, Перу и Колумбия являются крупнейшими региональными добытч