Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск

о ком идет речь в строках М.Ю Лермонтова в "Бородино" : Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдата

Ученик (194), закрыт 2 года назад
о ком идет речь в строках М.Ю Лермонтова в поэме "Бородино" : Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
Лучший ответ
КТО ПОСЛУЖИЛ ПРОТОТИПАМИ ГЕРОЕВ СТИХОТВОРЕНИЯ “БОРОДИНО”?
Удивительно, но ученые почти наверняка «вычислили» прототип «дяди» – старого солдата, от лица которого ведется повествование о Бородинской битве. Это унтер-офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. В 1836 году, когда художник П. Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года, Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую.
Здесь-то и состоялось знакомство поэта со старым солдатом. Андрееву нравился любознательный лейб-гусарский корнет, уважительно называвший его дядей, и он с явным удовольствием делится с поэтом своими воспоминаниями о «дне Бородина» . А вспомнить ветерану, конечно же, было что. Например, как насмерть стояли «литовцы» в каре (построение пехоты в форме квадрата для круговой обороны) на высоте у Семеновского ручья, отражая атаки «улан с пестрыми значками и драгун с конскими хвостами» Как подполковник Тимофеев растянул фронт своего батальона, расставив взводы не в три, как было принято, а в две шеренги, и, создав тем самым у неприятеля иллюзию размещения у Семеновского крупной воинской части, приостановил наступление французов. И как, несомый солдатами на ружьях, вел их в атаку на захваченную было врагами высоту смертельно раненый подполковник Шварц, не пожелавший покинуть поле боя. Эти рассказы старого унтера и вдохновили Лермонтова на создание одного из лучших его произведений, ставшего гимном мужеству русского солдата.
«Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой... »
Подобные слова произнес полковник Федор Федорович Монахтин, в день битвы исполнявший обязанности начальника штаба 6 пехотного корпуса русской армии, которого многие исследователи считают наиболее вероятным прототипом лермонтовского «слуги царю, отца солдатам» .
Источник: По статье С. Розанова "Что за "дядя" оборонял Москву? " (журнал "Путеводная звезда", 8/ 2000, с. 44-45)
Остальные ответы
Слова "Помните, за нами Москва! Нам нельзя отступать! " много раз повторял командир дивизии Пётр Гаврилович Лихачёв, солдаты которого сражались за батарею Раевского. Совершенно больной, страдающий от ревматизма ног, застуженных в походах, он не мог ходить и сидел в редуте на складном походном стуле. Когда в редут ворвались французы, Лихачёв с трудом поднялся со стула и со шпагой пошёл сражаться в рукопашную. Он был тяжело ранен штыками, полуживым взят в плен и в следующем году скончался, так и не восстановив здоровье.
Строки в стихах Лермонтова, скорее собирательный образ русского героя-командира.
Источник: В. Феклушин "России верные сыны"
Афиша Mail.Ru представляет:

Советский мультфильм по мотивам сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»....