Санька Лункин
Мудрец
(14373)
12 лет назад
Герменевтика как философия понимания.
Главным содержательным моментом герменевтики (греч. hemeneutikos - истолковывать, разъяснять) является истолкование текстов с целью их наиболее углубленного понимания. Она разрабатывалась философами с незапамятных времен и служила способом объяснения смысла, содержания и значения прежде всего религиозных, литературных, научных и иных текстов.
Герменевтика по сей день является своеобразной метафизической и методологической составляющей многих гуманитарных дисциплин, стремящихся к поиску путей понимания. Как философская дисциплина, связанная с интерпретацией, толкованием и объяснением определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия, она тесно связана с феноменологией Гуссерля, хотя сложилась еще задолго до появления последней. Кстати, Э. Гуссерль считается классиком не только феноменологии, но и герменевтики (понимание у него есть не что иное, как постижение смыслов).
Герменевтика имеет очень глубокие историко-философ-ские корни, и даже само ее название вызывает прямые ассоциации с древнегреческой мифологией. Считается, что Гермес, будучи посредником между богами и людьми, занимался переводом языка богов, истолкованием смысла божественных откровений, а также проповедовал разного рода герменевтические знания - тайны мистики, ясновидения и т.п. С возникновением христианства герменевтика становится тонким искусством истолкования текстов Священного Писания и с тех пор начинает рассматриваться как своего рода духовный инструмент внесения специального, более глубокого смысла по сравнению с буквальным (текстовым).
Возможность трансформации герменевтики традиционной (или религиозной) в философскую фактически заложена феноменологией Э. Гуссерля. Можно сказать, что герменевтика есть феноменология бытия человеческого сознания. А бытие человеческого сознания как бы предпослано мышлению о нем самом. Поэтому понимание возможно только через истолкование, разъяснение, интерпретацию. Согласно М. Хайдеггеру (1889— 1976), человеческое бытие по сути своей изначально герменев-тично. Все дело в том, что бытие есть понимание, реализация собственной открытости миру посредством языка. Человеческий язык - это не столько способность, сколько данность бытия. Именно в языковом иоле происходит понимание человеком другого человека, окружающей его среды, да и самого себя в ней. Понимание мыслится не иначе как интерпретация языка, посредством которого создаются и воспроизводятся тексты.
Поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической сыграл решающую роль в становлении новой герменевтики как философской доктрины. Философской основой для герменевтики нового качественного уровня становится не условие, при котором познающий субъект может нечто осмыслить и понять, а то, как устроено сущее, бытие которого состоит в понимании. В качестве философской проблемы герменевтика была впервые представлена и разработана на более широкой основе немецкими философами Ф. Шлегелем (1772-1829) и Ф. Шлейермахером (1768-1834). Их заинтересовали научные проблемы средств отражения объективно прекрасного поэзией (древнегреческой), искусством и различными фрагментами духовной культуры, философия самого языка. Для ученых герменевтика стала важным способом понимания не только текста, но прежде всего характера и психологии его автора. А текст превратился в часть духовной жизни своего создателя.
Важный этап в дальнейшем расширении сферы приложимости герменевтики был связан с именем другого немецкого философа В. Дильтея (1833-1911). Он «приобщил» герменевтику к довольно обширной области познания культуры. Дильтей считал, например, что по отношению к культуре прошлого понимание ее может выступать как метод интерпретации, который он и назвал герменевтикой.
Со времен В. Дильтея герменевтика стала тесно «сотрудничать» с гуманитарными и общественными дисциплинами. Философ сделал ее своего рода научной методологией гуманитарного познания. Метод понимания в герменевтике В. Дильтея переходит в особый способ поз
Anonymous
Гуру
(3452)
12 лет назад
Умение понимать индивида.
Антидогматизм. . ну догматизм - это способ мышления оперирующий догмами. Значит антидогматизм - неспособность воспринимать информацию, установленную догмам.
Источник: Когда-то учил обществознание. Ответ может быть не совсем точным.