ГАЛИНА
Высший разум
(2401349)
12 лет назад
" И лицо, с внимательными
глазами,
с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая
дверь, — улыбнулось, и из этой растворенной двери
вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем,
о котором, в особенности теперь, он не думал.
Пахнуло, охватило и поглотило его всего.
Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений :
это была Наташа, и
он любил ее " .
Что такое Наташа Ростова? Когда критики, разбирая «Войну и мир» ,
пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались в положении
Пьера Безухова, которого Марья Волконская просит рассказать о Наташе.
«Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос,— говорит Пьер. — Я решительно не знаю,
что это за девушка; я никак не могу анализировать ее.
Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать» .
Конечно же, Наташа Ростова, в полной мере Ростова ; и вместе с тем
довольно верно заметил однажды князь Андрей про Ростовых, что эти славные,
добрые люди составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась Наташа.
От семейного фона она отделяется благодаря своему максимализму, тому чувству
полной свободы, непринужденно вольному отношению ко всему, что непонятно
добрым Ростовым. Она чужда интеллектуальной жизни и общественных интересов, владеющих такими людьми, как Андрей и Пьер.
Нельзя даже сказать, умна ли она, она «не удостаивает быть умной», — как в той же
беседе с княжной Марьей выражается Пьер. Но она удивительным образом всегда
оказывает могущественное влияние на нравственную и умственную жизнь князя
Андрея и Пьера.
Вопросов, которые мучат этих людей, тяжких вопросов о смысле жизни, нет для нее.
Она не решает вопросов, и поэтому именно всем существованием своим, каждым поступком, реакцией, словом, она этот самый глубокий, значительный, сложный вопрос разрешает — просто тем, что живет, и тем, как живет.
Она словно олицетворенный ответ на всяческие вопросы, живое их разрешение.
Мы видели, как совершилась мгновенная и полная перемена
мировосприятия в князе Андрее: одно только впечатление от знакомства с
Наташей, даже неосознанное, сделало это.
Вот она, тринадцатилетняя, захлебываясь от смеха, стремительно вбегает в гостиную, нарушая чопорный разговор матери с гостьей, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках иоткрытых башмачках...» .
Так появляется Наташа на страницах романа — воплощение жизнелюбия,
стремления к добру, счастью, верности и любви.
С этой минуты мы начинаем любить ее, воспринимая радости: и тревоги Наташи
Ростовой как свои собственные.
Наташа — любимая героиня самого Льва Толстого. Вот первая запись о
ней: «...Наталья, грациозный поэтический бесенок…» . Она «верит в себя» ,
«капризна» , «все удается» , «всех тормошит, и всеми любима» , «честолюбива» .
Еехарактер сразу ясен писателю: «влюбчивость, страстная потребность семьи» ,
«понимает и до безумия чувствует» музыку.
Толстой показывает ЗАБЛУЖДЕНИЕ молодой доверчивой души, которая неожиданно потянулась к человеку пустому и пошлому. Из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного уюта и тепла Наташа неожиданно попадает в незнакомую ей обстановку, где нет места искренности и простым человеческим чувствам. Поддавясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно подражает ей. Катастрофа с Анатолем и измена Андрею повергает ее в состояние мучительного кризиса. Один Пьер понимает, что ПРИЧИНА ее заблуждения в неопытности, доверчивости, жажде любви, которая переполняет ее чувствительную душу. "Низкий, глупый и жестокий" поступок свой Наташа переживает с такой силой чувства, она преисполнена такого отчаяния и стыда, что становится не хуже, а лучше и с полным правом говорит о себе: "Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю".