Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

синонимы, антонимы, омонимы - правило. синонимы, антонимы, омонимы - правило

Знаток (253), закрыт 1 год назад
Лучший ответ
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах. )
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное) .
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание) ;
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное) ;
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев) ;
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный) .
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…) ;
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света) ;
в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное) .
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное) ;
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр. , вкупе – устар.) ;
в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное) .
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь) .
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления) .
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой) ;
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить) ;
– количественные признаки (много – мало) ;
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный) .
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший) .
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный) .
Антонимы используют:
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден» . А. С. Пушкин) ;
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий) : «скупой рыцарь» ;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать) ;
– в заголовках произведений («Отцы и дети» , «Война и мир») .
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне) .
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса) ;
– омоформы (мой руки – мой пиджак) ;
– омофоны (леса – лиса) ;
– омографы (мУка – мукА) .
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук) .
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк) .
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы) .
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв) ;

Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов) : Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С. Я. Маршак) ;
в) используются в детских стихотворениях:

Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были? » – «У лисички! »
«Что вы ели там? » – «Лисички!»
Остальные ответы
Синонимы - это слова одинаковые по смыслу но разные по произношению! например ( Бегемот - Гиппопотам)
Антонимы- это слова разные по смыслу! например ( Белый- Чёрный)
Омонимы - это слова одинаковые по произношению но разные по значению! Например Кисть (руки) Кисть (винограда)
Омонимы - одинаковые слова но разные по значению (руки)
Антонимы - это слова противоположности по значению (белый-черный)
Синонимы-слова, которые отличаются но сходит по значению (красивый, превосходный)