Антонина Роденкова
Гуру
(4098)
16 лет назад
чкловеческое общение делится на вербальное и невербальное. ВЕрбальное - общение посредством речи, а невербальное - язык жестов, поз и телодвижений. При этом, 60 % информации человек получает именно из невербального общения.
Александр Бадин
Мыслитель
(5274)
16 лет назад
Что такое вербальное общение
Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.
Вербальное (или речевое) общение — это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н. , 2001, с. 46).
По мнению авторов книги «Межличностное общение» (там же) , говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи.
Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей) .
В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.
Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» (там же, с. 55) — предполагает, что вербальное общение должно:
• содержать оптимальное количество информации. ( оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение) ;
• содержать правдивые высказывания;
• соответствовать целям, предмету разговора;
• быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности) .
Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:
• тактичности;
• великодушия;
• одобрения;
• скромности;
• согласия;
• благожелательности.
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. Именно поэтому в основном литература, посвященная проблемам конструктивного поведения в конфликте, направлена на оптимизацию вербальной коммуникации (Гришина Н. В. , 2002). Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и является каналом для поиска взаимоотношений.
Ю. Хабермас, автор теории коммуникативных действий, выделил три основные функции речевых действий: «изложение фактов, установление межличностных отношений и выражение субъективных переживаний» (цит. по: Гришина Н. В. , с. 86).