Дополнен 12 лет назад
Сегодня субмарина размером с хорошую пятиэтажку возвышается посреди тольяттинской степи, за забором музея. А сам музей — гигантское поле, заставленное разнообразной техникой. Только крупногабаритных экспонатов здесь более пятисот!
Да и сам по себе музей уникален: другого такого нет во всем бывшем Советском Союзе. Только автомобили, стоящие под открытым небом, жалко до слез. Их бы под крышу, отреставрировать как следует, «поставить на ход».. . Только делать это не будет, увы, никто и никогда.
Слышали ехидный стишок: «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою» ? Так и здесь — подводная лодка, только в степях АвтоВАЗа! Списанные подводные лодки, пришвартованные у берега «этаким вот музеем» , — не новость. Но лодка на суше, вдалеке от воды? Как она попала сюда? Вы не поверите, но ее тащили. По земле. Пять километров. Такое возможно только в нашей стране! Представляете себе масштабы работ? Мы уже не говорим о сроках: весь процесс доставки занял два года. Между прочим, эта лодка типа Б-307, она же Горьковчанка, построенная в 1981 году, — самая большая дизельная субмарина в нашей стране. Всего построено 18 таких лодок, а эта после списания стояла в Кронштадте. Оттуда ее на буксире провели по Волге, прорыли подводный канал, ведущий к берегу, проложили трассу шириной 36 метров. И поволокли — на стальной «лыже» , артиллерийскими гусеничными тягачами, при помощи полиспастов, многократно увеличивающих тяговое усилие. А поскольку путь лодки пересекали автодороги, ими пришлось пожертвовать. Здешние автомобилисты вспоминают: «Еду по шоссе — и вдруг во-о-от такая канава поперек! »