Это судно получило широкую известность после выхода в свет одноименного романа И. А. Гончарова, ставшего одним из лучших образцов русской прозы, написанных в стиле путевых заметок. Как известно, Иван Александрович был участником русской дипломатической миссии в Японию, посланной в Страну восходящего солнца на фрегате Паллада во главе с адмиралом Е. В. Путятиным. Эта экспедиция явилась одним из замечательных географических предприятий XIX столетия. Выйдя 7 октября 1852 года из Кронштадта, русская экспедиция на всем пути перехода Паллады занималась исследованием морей и океанов, производила картографическую съемку и опись бухт и побережий, собирала естественно-исторические коллекции, изучала быт и нравы населения. 9 августа 1853 года Паллада бросила якорь на Нагасакском рейде.
На фрегате оставалась команда из десяти матросов во главе с боцманом, получившим приказ взорвать Палладу при появлении неприятеля. Этой же осенью война докатилась до Дальнего Востока. Уже в августе англо-французская эскадра осадила Петропавловск. В течение недели гарнизон крепости отбивал атаки противника. Столкнувшись со столь упорным сопротивлением, неприятель был вынужден отступить. Однако и силы русских оказались на пределе. Было решено оставить Петропавловск и эвакуировать Камчатскую флотилию.
Однако война обошла Палладу стороной с фрегата поступали донесения о том, что все в порядке, команда здорова, провианта достаточно. Но вот в ноябре от Завойко поступил приказ затопить фрегат. Это решение было весьма спорным навигация к тому времени уже закончилась и непосредственной угрозы захвата судна неприятелем не было. А потому фрегат вполне мог бы провести еще одну зиму в Императорской Гавани. Приказу этому попытался воспрепятствовать исследователь Дальнего Востока капитан Г. И. Невельской, однако все усилия были тщетными. Пробив во льду канал, фрегат при помощи собачьей упряжки отбуксировали на середину бухты и прорубили в нескольких местах его днище. 31 января 1856 года морская вода навсегда сомкнулась над Палладой.
С тех пор на дно Константиновской бухты (ныне Постовая) несколько раз спускались водолазы в 1913 и 1914 годах, а затем в 1932 году, когда фрегат даже хотели поднять. Однако уже тогда Паллада была настолько сильно разрушена, что сделать это оказалось невозможно. В 1947 году были подняты части обшивки фрегата и два чугунных клюза.
В 1956 году водолазы извлекли на поверхность якорь Паллады, который был установлен на острове Русский. А 40 лет назад в Постовой бухте был открыт памятник колонна, увенчанная копией фрегата величиной 1 метр.
Увеличить