Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Как делать анализ стихотворения?

. Знаток (390), закрыт 11 лет назад
Помогите пожалуйста! по литературе задали анализ стихотворения "Зимнее утро",а я тогда болел.
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2363591) 11 лет назад
«Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Начало стихотворения - радостное восклицание:
" Мороз и солнце; день чудесный! "
На этом радостном, солнечном фоне появляется лирическая героиня, которую автор называет "друг прелестный", "красавица".
Автор призывает ее проснуться и скорей вхглянуть на эту "чудесную" зимнюю картину.
Он сравнивает лирическую героиню с богиней Авророй:
Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

Во второй строфе тональность стихотворения резко меняется (прием контраста) . Здесь совсем иная картина: "вьюга", "мгла", "тучи", - которая создается с помощью эпитетов ("мутное небо", "мрачные тучи"), сравнений ("луна как бледное пятно"). Интересно, что природа в этой строфе предстает как живое существо (олицетворение) , причем существо враждебное человеку: "вьюга злилась", "мгла носилась".

И душевное состояние героини соответствует этому мрачному
природному фону: "И ты печальная сидела... "
Природа угнетает героиню, заставляет ее грустить. Далее автор использует эффект неожиданности:
"А нынче.. . погляди в окно: "
Многоточие и двоеточие и создают этот эффект: читатель заинтересован. Что же он увидел за этим окном?
В третье строфе снова возвращается радостная атмосфера зимнего утра, которую мы видим в первой строфе. Эта картина дополняется и обогощается новыми деталями: "голубые небеса" (эпитет) , великолепные ковры - снег (перефраз) , "прозрачный лес чернеет" (эпитете) .
Автор создает зримые образы, которые читатель легко может себе представить:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
Так возникает ощущение, что все страхи остались позади, а впереди - сияющее солнцем утро.
Далее взгляд автора перемещается "из-за" окна в комнату лирической героини. Мы видим, что теплая атмосфера уюта наполняет комнату:
Вся комната янтарным блеском
Озарена веселым треском
Трещит затопленная печь
Создается впечатления, что солнце "из-за" окна проникает в комнату:
вся она озарена "янтарным блеском" и непонятно: то ли солнце озаряет комнату янтарным блеском, то ли "затопленная печь", эти образы сливаются. Солнечный свет как бы находит свое продолжение в уютном свете домашнего очага.
Приятно думать у лежанки. теперь автор тоже находится в этой уютной комнате с теплой лежанкой вместе с лирической героиней.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запечь?
Он зовет лирическую героиню прокатиться на санях и вместе насладиться бегом неторопливого коня. Автор (он же лирический герой) хочет навестить
...поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег милый для меня,
Стихотворение заканчивается на лирической ноте.

Написано стихотворение ямбом.
Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.
Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный.
Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.
Остальные ответы
Резеда Султанова Мыслитель (7722) 11 лет назад
План анализа стихотворения:

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство.
Определить "принадлежность" чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства) ;
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная) ;
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое) ;
- определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика...) ;
- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение) ;
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику) .

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено) .
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п. )

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение) . Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.

Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...) ;
- без сюжета: образы чувств (...).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д. )
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы) .
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих) ;
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ;

Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек) - как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент) .

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказате
Похожие вопросы