Глеб's
Мыслитель
(5522)
17 лет назад
В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе (IV в. н. э.). Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале XVIII в., при Петре I. «Петр I, — писал один историк в журнале «Русский вестник» в 1891 г., — создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто инквизиционным настроением». Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь. Так, известный церковный историк М. И. Горчаков в статье «Инквизиция в восточной церкви», полемизируя с Вл. Соловьевым, доказывал, будто инквизиционный процесс считался главным каноническим средством борьбы с ее врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же «правилах» православной церкви нет якобы сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков1.
Институт инквизиции в России отрицал и другой церковный историк, Н. И. Барсов. В книге «Существовала ли в России инквизиция?» (1892 г.) он утверждал, что созданные при Петре I Приказ протоинквизиторских дел и другие церковные учреждения носили совершенно невинный характер: они лишь наблюдали за деятельностью епископов и церковных организаций, а их выступления против еретиков и других врагов церкви носили случайный и непоследовательный характер2.
( на почту продолжение)
Армана
Мудрец
(11812)
17 лет назад
Да, была. И методы допросов были такие же, как и у католиков, и специальные Приказы существовали, тот же Приказ инквизиторских дел, например, или тиунское управление при Синоде.
Что касается борьбы с еретиками, то с ними нигде не миндальничали. Уничтожали семьями, общинами, деревнями. Патриарх Никон в средствах не стеснялся- и руки-ноги отрубал, и языки резал, и в земляных ямах голодом морил, и на кострах жёг. Не думаю, что методы допросов, или орудия, которые при этом использовались, существенно отличались от тех, которые употреблялись в Европе. В сер. 17 века (извини, год запяматовала) был Собор, на котором официально были узаконены инквизиционные методы борьбы с раскольниками, противниками церкви. При Петре Первом старообрядцы приравнивались к государственным преступникам, и светским властям строжайше предписывалось оказывать церковникам всяческое содействие в борьбе с ними. Питирим не гнушался лично проводить допросы. Насколько «весело» жилось тогда тем, чьи религиозные взгляды отличались от официально узаконенных, можно судить по тому, что начало практиковаться массовое самосожжение– лишь бы не попасть в руки к церковникам. Фильм о Ломоносове помнишь? Среди раскольников стало распространяться мнение, что сжигая себя, человек очищается, и принимая «смерть мученическую, за веру» , попадает прямиком на небо. Гораздо позже казни стали заменяться ссылкой и конфискацией имущества. Много можно писать на эту тему, но страничка «Ответов» не резиновая ))).Упомяну только, что даже в 19 в. , хоть и не сжигали еретиков, все же требовали от церковных и светских владык тех губерний, в которых жили староверы, либо массовых «добровольных» крещений, либо показательных судов «над ругателями веры» .
Но кроме еретиков, в Европе инквизиция боролась также и с ведьмами. Около 200 тысяч жертв! А что у нас? Богослов и философ Крижанич, поступив на службу к царю Алексею Михайловичу, был поражен нашей дикостью и варварством – в России не сжигали ведьм! И это в то время, когда по всей Европе пылали костры. В1639 году умерло 2 детей из царского рода. В их смерти обвинили нескольких женщин, уличив их в колдовстве. И что же с ними сделали? Казнили? Нет, всего-навсего выслали из Москвы.
Затем Петр 1 ввел в воинский артикул статьи о сожжении за колдовство и связь с дьяволом. Но и после этого случаи осуждения на казнь были единичными, так как обвиняемых с самого начала подозревали не в связи с дьяволом, а в шарлатанстве, и допрашивали с целью установить, кто подучил их «баламутить и травить народ» ? Максимум, что им грозило – публичное покаяние и ссылка. (Кстати, «слава» испанской инквизиции в ЭТОМ плане тоже сильно преувеличена. Уж на что они ярые католики, но существовала у них тайная инструкция, предписывающая следствие по делам ведьм вести с крайней осторожностью, а еще лучше –не начинать его вовсе) .
Так что ведьм у нас больше любили )))
И при всем том, что я здесь написала, отвечая тебе, я считаю себя верующей, хоть в церкви и была 2 раза в жизни. Глупо отрицать историю, и с пеной у рта кричать: «Не было!» , когда было, было…
Напоследок (как же я без цитат? ) : «Бога не бояться, его любить надо. И надо, чтобы церковь тоже не боялись, а любили. С земной властью же церкви сливаться и вовсе грех» (Акунин «Пелагия и белый бульдог» , одно из немногих известных мне произведений, где служители церкви имеют «человеческое лицо» , а не представляют из себя либо ходульных проповедников, изрекающих сплошь неоспоримые истины, либо редкостных мракобесов, противников всего нового)
А в школе нас совсем другому учили…
Уф… устала )))
Источник: Частично – «Суды над колдовством» Н. Бессонова (неплохая книга, кстати) , частично – «Православная инквизиция в России» Е. Грекулова