То, что обычно называют "черный ящик", на языке авиаторов этот прибор, точнее система приборов, называется "система аварийной регистрации параметров полета", сокращенно - САРПП. В эту систему входит большое количество датчиков, блоков обработки сигналов, накопителей.
Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский ученый Дэвид Уоррен.
По словам доктора Уоррена, идея создания "черного ящика" появилась у него в 1953 году после катастрофы первого реактивного самолета "Комета". В результате катастрофы никто не уцелел, не было свидетелей, и о ее причинах ничего не было известно. Отец Уоррена погиб в первой катастрофе пассажирского авиалайнера на территории Австралии в 1934 году.
Вместе со своими коллегами-учеными Дэвид Уоррен начал разработку устройства, способного записывать параметры работы механизмов управления авиалайнеров и разговоры членов экипажа.
В настоящее время "черный ящик" является обязательным на всех авиалайнерах. Устройство позволило установить причины множества автокатастроф во всем мире и предотвратить будущие трагедии.
в Росии (тогда в СССР) разработками "черного ящика" занимались в Спецсекторе Института химической физики АН СССР. Генеральным Конструктором аппаратов с момента основания Института был Георгий Львович Шнирман. Там были разработаны различные виды бортовых самописцев для военной авиации.
Первые бортовые самописцы были аналоговыми. Их устройство, как правило, напоминало магнитофон с ударостойким лентопротяжным механизмом, где вместо магнитной ленты использовалась проволока. В дальнейшем появились цифровые “черные ящики”, в которых телеметрия записывалась в магнитно- транзисторные ячейки, а затем и в микросхемы ПЗУ. Для сведения, у современных самописцев объем памяти исчисляется гигабайтами.
В 1960 ГОДУ после крупной авиакатастрофы под Казанью ЦК партии обязал авиаторов внедрить бортовые аварийные самописцы. В то время в моду входила кибернетическая «теория черного ящика» , отсюда и название.
две «кастрюли» ярко-оранжевого цвета, в одной из которых была закреплена черная коробочка. Оказалось, что «кастрюли» — это защитная оболочка, а коробочка — записывающее устройство с магнитной лентой. Таких на каждом самолете три. Два записывают показатели бортовых систем. Речевой самописец фиксирует каждое слово в кабине. Правда, на пленке остаются только последние 30 минут.
Когда-то «черные ящики» могли записывать не более 12 технических параметров. Сейчас — до 1000. Последнее слово науки и техники — твердотельные самописцы. Начинка их похожа на компьютерную дискету. Правда, пока существуют только экспериментальные модели на новых самолетах Ил-96, Ту-204.