__________
Знаток
(345)
8 лет назад
на здоровье
СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Будем исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате общественной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты — духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.
Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право относить книгу, так же как национальный народный костюм, икону, скульптуру и многое другое, не к объектам внешнего мира, а прежде всего к духовным ценностям?
Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности названных вещей. Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.
Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека. Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.
Со времен Гегеля бытие людей сильно изменилось. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.
Первое, что подчеркивают философы, развивающие данное направление, — это общественный характер духовных ценностей. Например, язык, которым мы пользуемся для выражения собственных мыслей, в сущности, принадлежит не нам, а является достоянием всего народа, общества, национальной культуры. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий. Благодаря обме