Гламурная Белка
Мудрец
(11589)
17 лет назад
АРЛЕКИН - персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец) , Доктора (болонский юрист) , Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами — дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.
Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком) , на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность) , носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы) .
К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони, Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше и др. Герои комедии дель арте стали меняться.
К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т. Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т. Мартинелли.
Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.
Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в. ) — традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину — Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро) .
Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19-20 вв. , эпоху модерна.
В России с маской Арлекина экспериментировали В. Мейерхольд («Шарф Коломбины» , «Маскарад») , А. Таиров («Ящик с игрушками» , «Покрывало Пьеретты» , «Принцесса Брамбилла») , К. Голейзовский («Трагедия масок») , М. Фокин («Карнавал») , Б. Фердинандова («Король-Арлекин») , С. Радлов («Лекарь поневоле») . Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.
Тихий
Просветленный
(23097)
17 лет назад
АРЛЕКИН, имеет два значения.
1. Персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Принадлежит к маске второго дзанни (южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла, от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктор (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.
2. Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса, скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад, 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).
более подробно по ссылочке...
а ромбики и треугольнички - средневековая мода Венеции...
Источник: http://www.krugosvet.ru/articles/116/1011655/1011655a1.htm