Гламурная Белка
Мудрец
(11589)
17 лет назад
ПЬЕРО (франц. Pierot, уменьшенная форма имени Пьер) , один из персонажей французского ярмарочного театра, возникший в середине 17 в. , крестьянин-мукомол, отсюда — набеленное лицо персонажа. Прототип — маска Педролино из итальянской комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый, как все дзанни, но часто попадающий впросак персонаж. Актер играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой. На сцене парижского театра «Комеди Итальенн» превратился в печального несчастного возлюбленного, соперника более удачливого Арлекина.
В 1819 на сцене парижского театра «Фонамбюль» мим Ж. Г. Б. Дебюро стилизовал маску народного театра в образ отвергнутого несчастного влюбленного, одетого в белый балахон с жабо с длинными рукавами, широкие панталоны, остроконечную шапку. Дебюро первым переосмыслил популярную маску и ввел ее в авторский театр. Нового героя он играл с помощью традиционных приемов театра ярмарки-буффонады, гротеска и эксцентрики, но главным в его образе остались лиризм и жизненная правдивость переживаний, чем он и завоевал симпатии публики. Маска Пьеро стала классическим персонажем пантомимы, а Дебюро - основоположником жанра поэтической пантомимы.
Во второй половине 19 в. маска Пьеро участвовала в становлении амплуа цирковой клоунады и стала прототипом Белого клоуна. Дуэт напыщенного Белого (господина) и хитрого Рыжего (слуги) сыграли большую роль в развитии клоунады.
Двум маскам итальянской комедии была суждена долгая жизнь в искусстве. Вечное противостояние Пьеро и Арлекина каждая эпоха трактовала по-своему.
На рубеже 19-20 вв. маски итальянской комедии вновь подверглись стилизации мастерами модерна. Маска Пьеро зажила новой жизнью (полотно П. Сезанна «Пьеро и Арлекин» , портрет Мейерхольда в роли Пьеро в Балаганчике А. Блока работы Н. Ульянова) , постановки В. Мейерхольда («Шарф Коломбины» , «Маскарад») , А. Таирова («Покрывало Пьеретты» , «Ящик с игрушками») , ностальгический образ, созданный А. Вертинским в его песнях. Персонаж французского ярмарочного театра вернулся к истокам — в эстетически переосмысленную в 20 в. итальянскую комедию дель арте и одновременно, эволюционировав в авторский театр, стал самодостаточным персонажем, театральным феноменом.
Во второй половине 20 в. образ Пьеро-Ж. Г. Б. Дебюро ожил и на экране в знаменитом фильме М. Карне Дети райка (1944). Роль Дебюро исполнил мим Ж. Л. Барро.