Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск

Какие художественные детали, которые использовал Тургенев в сцене 1ого объяснения Базарова в любви?

Ученик (137), закрыт 1 год назад
какие художественные детали, которые использовал Тургенев в сцене 1ого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркивают всю силу и глубину Базаровского чувства ?
Лучший ответ
В сцене объяснения Анны Одинцовой и Евгения Базарова есть такой фрагмент:

Базаров стоял к ней спиною.
Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились.

Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна.
Он задыхался; всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть
в нём билась, сильная и тяжёлая -страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни
ей…
Одинцовой стало и страшно и жалко его.

Евгений Васильич, -проговорила она, и невольная нежность зазвенела в её голосе.

Он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор- и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь.

В сцене объяснения с Одинцовой Базаров даже начинает выглядеть, как его тёзка Онегин: “бросил на неё пожирающий взор” -это не только избитый романтический штамп, но и пушкинское “блистая взорами, Евгений”.
Эх, знал бы сам Евгений Васильевич, на кого он похож в этот момент! Из сухого
грубого нигилиста превращается в романтика.

Сама природа словно призывает героя стать самим собой, сбросить сковывающую
его сердце броню нигилизма, выпустить на волю чувства (открытое окно - символ готовности сердца и души к чувству, к любви) .

Испытание продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но
любовь, пробив брешь в его теории, становится сильнее.
Но окно закрыто в этот раз!
Только раз выпадает влюбленным день, "когда у них все получается" (Е. Шварц) ,
и этот день прошел. Чувства Базарова не встречают ответа.

Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили
по ее инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней,
она хотела этого признания от Базарова?

Она останавливается то перед окном, то перед зеркалом.

Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя,
думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало делает нас эгоистами.
Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и
радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

Онавыбирает зеркало, а значит - покой:
"Спокойствие все-таки лучше всего на свете".
То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.
Источник: (детали подчеркнуты)
Остальные ответы
Афиша Mail.Ru представляет:

Начало 60-х годов. Александра и Нина — подруги с детства, впереди у них поступление в...

Похожие вопросы
Также спрашивают