Untouchable
Высший разум
(339083)
11 лет назад
Эту сравнительно небольшую поэму Сергей Есенин закончил в двадцать пятом году – это год его смерти. Раздумья о «днях, растраченных напрасно» , неустроенность личной жизни ; всё это тяжёлым бременем ложилось на душу поэта.
По началу он положительно воспринимал революции, надеясь на улучшение жизни такой милой его сердцу деревне, но позже, как и многие деятели культуры и искусства, разочаровался в новой власти.
Сама структура поэмы, ритм и стиль разительно отличаются от произведений раннего периода его творчества. Последние – написаны гораздо более ярче, живее, красочнее. Тогда Есенин верил в светлое будущее, чего не скажешь о нём за некоторое время до смерти – это и пьянство, и больница, и неадекватное поведение. В «Чёрном человеке» поэт буквально изливал душу: «Сам не знаю, откуда взялась эта боль …Осыпает мозги алкоголь» . «…читает мне жизнь какого-то прохвоста и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх» − можно предположить, что Есенин писал про себя, осмысливая пройденный жизненный путь. В качестве доказательства можно привести такие строки: «Был он изящен, к тому ж поэт… и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой и своею милою» . А вот слова о Рязани, где родился и вырос Есенин: «…может, в Рязани, жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» .
Действительно не по себе становится от абстрактного образа «чёрного» человека: «Чёрный человек, чёрный, чёрный, чёрный человек… спать мне не даёт всю ночь… Водит пальцем по мерзкой книге и, гнусавя надо мной, как над усопшим монах… ».
Для создания атмосферы безысходности, автор использует оксюмороны: «…где-то плачет ночная зловещая птица» ; «снег до дьявола чист» . Очень удивляет и наличие неологизмов, что свойственно, главным образом, футуристам: «Копытливый стук» .
На мой взгляд, вполне справедливо назвать поэму «Чёрный человек» криком погибающий души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Однако понять это произведение сможет далеко не каждый, оно слишком уникально, слишком насыщенно болью и горечью.
Есенин, я считаю, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь.
Александр
Профи
(569)
8 лет назад
Понять его действительно может не каждый. Особенно тяжело придется тем, кто не напивается до чертиков, не занимается саморазрушением, не издевается над своей женщиной и не наматывает сопли на кулак. Одним словом - куда нам, простым, пытающимся радоваться жизни смертным ))) Ведь такая уникальность, такая уникальность!...
Мала -хулиганка
Ученик
(135)
8 лет назад
хмм ...Вот именно понять истинного Есенина сможет не каждый - многие люди презирают его за алкоголь услышав краем уха от кого то .НО в большинстве эти люди не прочли ни одного рядка из его творчества .А Черный человек я считаю .что это о том как в Есенине боролись две стороны его личности .
Вера Дележа
Ученик
(223)
8 лет назад
Мне почему-то показалось, что стих двоякий... и начинает Есенин не про себя и не свое альтер-эго. Это было слишком просто. Я думаю, он рассказывал о ком-то еще... Троцком, Каменеве. Ведь к концу жизни он получил не только громкую славу дебошира, но и много врагов среди влась придержащих. Я не настаиваю, мне так показалось. Такие стихи алкаш не напишет - это напуганный человек, разочарованный, тлеющий... Вообще, в последние два года стихи Есенина изобилуют темой его кончины и от этого чень страшно. Если читать его стихи с 1911-12 г., то очень хорошо видно, как чистый юноша, сочиняющий про русскую деревню и природу, поминающего Спаса и церковь поэта, постепенно превращается в изломанного революцией, усталого, маниакально-дипрессивного гения, предсказывающим в каждом стихе свою кончину...
Фархад Ибрагимов
Ученик
(174)
7 лет назад
Как я его понимаю. Какая эта боль и мука. Эта боль проходит сквозь каждую строчку. Нет он не наматывает сопли на кулак, как могут посчитать некоторые. "Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен" - это признание в душевном недуге. Хотя я не считаю это недугом. Это то, что сейчас называют "третьим глазом". Но тогда, как впрочем и сейчас, медицина называет это галюцинациями и делает все что бы пациент поверил в своё безумие.
Это было Видение - предупреждение, "Черный человек"-предвестник трагического исхода. Трагического- если не предпринять действий т. е. не обязательного
Ему бы разгадать смысл послания и тогда могло быть всё по другому.
В русской литературе масса примеров такого рода. Нечто подобное испытывал Н. В. Гоголь когда его лечили ртутными лекарствами. Не могу обвинять врачей они не знали о опасности ртути. К нему то же "приходил"" чёрный человек".
Резюмируя могу сказать, что потустороннее действительно существует и бояться этого не надо. Кроме боли данное произведение пронизывает страх и растерянность. Я отлично его понимаю и как не растеряться если в сознании большинства - это сумасшествие. Можно продолжить, но уверен, что поймут меня немногие )
Алик Климов
Ученик
(102)
6 лет назад
№324 Жизнь 15.9.18
Лук. 12:51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
Ин. 13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Ин. 1:4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Ин. 5:24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Иак. 4:14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
Жизнь это движение. Поэтому учение сравнивает её со светом, его нельзя остановить пока горит источник. Речь идет о движении, которое не испытывает спящий человек, пребывая во тьме. Такое движение возникает под воздействием чередования чего-то нового, новизна требуется и плотским и духовным людям. Доступ к получению особенно ценной, Божественной (вечной) жизни лежит через познание очень важного откровения о человеке, о том, каким он был создан. Бог сотворил нас господином с двумя помощниками, внутренним и внешним человеками. Внутренний, познавая тайны Бога, создан как наш праведный правитель, а внешний, как исполнитель хождения. Когда человек познал грех, толпа стала забывать о своем внутреннем человеке, полагаясь на знания и опыт, добытые в мире своим внешнем человеком. Христос был послан Отцом, чтобы исправить положение, как Спаситель, способный разбудить Своим учением внутреннего человека, заново уча нас забытому мышлению. Вот о каком разделении идет речь выше, в Лук. 12:51. 2Кор. 4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (17) Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, (18) когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Помощники приносят своему господину на выбор ту жизнь, которая возникает в каждом из них.
Внешний человек живет видимыми вещами, это его желание чего-то видимого, попытки удовлетворить такие свои желания, это его реакция на события, возникающие в его поле зрения. Чувство полноты жизни и силу такая суета ей не может дать, она только поглощает её. Эту жизнь Господь сравнивает с паром, она как возникает, так быстро и исчезает.
Когда господин атеист и маловер, тогда только такую жизнь он и живет, т. к. его внутренний человек чаще всего неразвит, или основательно заснул. Вот о каком предательстве говорит Господь - один из вас предаст Меня. Христос есть жизнь и внешний человек не способен её производить в изобилии. Но это ещё не все плохое, что родила человеческая мудрость, она научилась использовать внутреннего человека для того, чтобы скрывать там злые помыслы и намерения, чтобы лицемерить. В первую очередь лицемерию научились религиозные лидеры, политики: Мтф. 23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
Внутреннему человеку надлежит родиться: Ин. 3:6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (7) Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Библейское слово плоть это мышление. У плотского человека, живущего своим внешним человеком, оно приземленное, у духовного же оно очень высокое, глубокое, широкое и вечное (Еф. 3:18).
Для чего требуется спасение, новое рождение? Когда плотский человек ограничен мышлением своего внешнего человека, человеческой мудростью, тогда и мир скуп на новизну, а значит и жизнь становится очень тусклой. У человека ограниченного и жизнь убогая, она может быть сытой, но при этом безрадостной, без любви. Плод духа в Гал. 5:22-24. Апостол объясняет преимущество, которое обр
Андрей Орт
Профи
(788)
3 года назад
Здесь конечно же черный человек, это он сам. И это исповедь самого с собой. Но, когда к твоей кровати подходит черный человек, смысл меняется. И возможно это разговор с тем, кто тебя привел в этот мир.
Жанна Малышева
Ученик
(128)
3 года назад
Если говорить поверхностно, то в народе «Чёрный человек» -это облик смерти.
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек,
Спать не дает мне всю ночь.
Эти строчки могут подтвердить, что к Есенину приходила смерть, т. к. год написания поэмы, совпадает с годом его смерти.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный.. .
"Слушай, слушай, -
Бормочет он мне, -
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".
"Счастье, - говорил он, -
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство".
"Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай".
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. .
. .
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная.. .
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
"Слушай, слушай! -
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. -
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет "она",
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами.. .
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".
"Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу.. .
. .
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один.. .
И - разбитое зеркало...