В странах Европы до XV в. из-за плохих дорог люди предпочитали езду верхом. В начале XVI в. в Париже было только три кареты. В России даже тогда, когда появились кареты, царь, его семья и родовитые бояре еще долго ездили на санях даже летом. Езда в санях считалась почетнее езды на колесах. По форме сани напоминали лодку с загнутыми краями впереди и сзади и совсем не были похожи на современные сани.
В XV в. русские князья ездили в «избушках на санях» . Летопись называет их «каптанами с оглоблями» .
Древние кареты были очень громоздкие. При езде в них сильно трясло, они легко опрокидывались. В конце XV в. венгерские мастера г. Кочи стали подвешивать кузов как люльку между четырьмя стояками. От этого кузов экипажа меньше трясло, но круто повернуть такую карету было почти невозможно. Поэтому еще при царе Михаиле Романове колеса карет при поворотах заносили на руках. Ездить в безрессорных, не снабженных поворотным передним ходом экипажах по немощенным и не освещенным улицам было страшно неудобно. Приспособления для поворота - «лебяжью шейку» и поворотный круг - стали делать в России во второй половине XVII в. , а через сто лет появились «пружины экипажа» - горизонтальные и вертикальные рессоры.
Зимний возок петербургской работы
Все древние экипажи были открытыми или закрывались занавесками, позже их сменила слюда, а затем зеркальные стекла.
Сани, каптаны, кареты изготовля¬лись из дорогого дерева - бука, ясеня и клена. Они украшались золоченой резьбой, расписывались разноцветными красками, обивались дорогими тканями, редкими мехами; си¬денья были с пуховыми подушками.
Каретами принято называть закрытый со всех сторон экипаж. Этот термин вошел в употребление в России во второй половине XVII в. , на Запа¬де-в XVI в.
В XVI-XVII вв. кареты изготов¬лялись главным образом при царском и патриаршем дворах или же поступали с Запада.
До начала XIX в. в России и в Западной Европе каретами пользовались только высокопоставленные лица. По специальному указу о правилах езды, относящемуся к концу XVII в. , в России могли ездить в каретах только бояре. Во Франции в 1662 г. была попытка пустить 8-местные общественные кареты для «чистой публики» , куда не пускали солдат и лакеев. Экипажи эти были встречены камнями, бранью и вскоре были сняты. Общедоступные кареты появились в 1819 г.
Карета, английской работы крнца 16 - начала 17 века. Подарок короля Англии Якова Первого Борису Годунову
Самым древним экипажем в Оружейной палате является карета английской работы конца XVI - начала XVII в. Она с занавесками вместо стекол, без рессор и поворотного круга. Кузов подвешен на ремнях. Нет места для кучера. Лошадей или вели под уздцы или управляли, сидя на одной из них верхом.
Карета украшена живописью и скульптурной резьбой, которая изображает битву христиан с мусульманами, триумфальное шествие победителя, сцену охоты. Внутри кареты - кресла, обитые иранским бархатом. По некоторым предположениям, эта карета была сделана в Англии в подарок Борису Годунову от английского короля Якова I. В 1678 г. ее переделывали для встречи польско-литовского посольства.
Более усовершенствованным экипажем является карета польской работы начала XVII в. Это старейший из образцов закрытого экипажа. В окна его вставлена слюда. Предполагают, что карета попала в Москву как трофей русско-польской войны в 1655 г. или еще раньше, при возвращении патриарха Филарета из польского плена. Эту карету изобразил на своей картине «Утро стрелецкой казни» великий русский художник В. И. Суриков.
Карета французской работы 1721 г. уже имеет стальные рессоры, поворотный круг. Балка, проходящая под кузовом, в передней части получила раздвоение с характерным изгибом - «лебяжьей шейкой».