ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) -литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде с 1927-го до начала 1930-х годов, куда входили Константин Вагинов, Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров, Борис Левин. К ОБЭРИУ примыкали поэт Николай Олейников, философы Яков Друскин и Леонид Липавский. Обэриуты называли себя еще "чинарями", переосмысляя выражение "духовный чин". Так, Даниил Хармс звался "чинарь-взиральник", а Введенский - "чинарь-авторитет бессмыслицы".
ОБЭРИУ была последней оригинальной выдающейся русской поэтической школой "серебряного века" наряду с символизмом, футуризмом и акмеизмом. В работе над поэтическим словом обэриуты превзошли всех своих учителей, как драматурги они предвосхитили европейский театр абсурда за 40 лет до его возникновения во Франции. Однако судьба их была трагической. Поскольку их зрелость пришлась на годы большого террора, при жизни они оставались совершенно непризнанными и неизвестными (издавать их наследие всерьез начали в 1960-е годы на Западе, а в России - в конце 1980-х годов, во время перестройки) . Искусство и поэтика ОБЭРИУ имеет два главных источника. Первый - это заумь их учителя Велимира Хлебникова. Основное отличие зауми обэриутов в том, что они играли не с фонетической канвой слова, как это любил делать Хлебников, а со смыслами и прагматикой поэтического языка.
Вторым источником ОБЭРИУ была русская домашняя поэзия второй половины ХIХ века - Козьма Прутков и его создатели А. К. Толстой и братья Жемчужниковы. Для понимания истоков ОБЭРИУ важны также нелепые стихи капитана Лебядкина из "Бесов" Достоевского, сочетающие надутость и дилетантизм с прорывающимися чертами новаторства.
Самым известным в ней был Д. Хармс, а самым программным произведением – пьеса того же автора «Елизавета Бам» . Поэты тяготели в сюжетах и стилях своих произведений к абсурду, к нелогичности поступков персонажей, к совершенно парадоксальным заключениям. Это вытекало из их декларативных заявлений о том, что необходимо создавать новый язык искусства, а главное – принципиально новое представление о действительности. В группу входили талантливые поэты: Заболоцкий, Введенский, Вагинов, Левин. Они писали и прозу. Литературоведы и критики считают их родоначальниками европейской литературы абсурда (Ионеско, Беккет, Жене, Пинтер, Симпсон, Д’Эррико.
http://rudnevslovar.narod.ru/o.htmhttp://exlibris.ng.ru/philology/2000-09-28/4_oberiu.html ОБЭРИУТЫ КАК ХРАНИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ