Пользователь удален
Просветленный
(30732)
17 лет назад
Первое упоминание о "чаевых" относится к ХIV в. и содержится в одной из средневековых немецких хроник. В те времена единственным источником воды в немецких городах были колодцы, которые размещались на площадях и являлись общественной собственностью. Вода была бесплатной и брать ее мог каждый желающий. Однако колодцы являлись источником небольшого заработка для людей, помогающих донести тяжелые ведра до дома, за что они получали так называемые trinkgeld (дословно - "питьевые деньги"), около одного гульдена.
Американские специалисты полагают, что изначально "чаевые" зародились в ресторанном деле. Человек, приходя в кафе или ресторан, сразу же выкладывал на стол определенную сумму. Официант, который это видел, старался обслужить клиента как можно более старательно. Если посетителя все устраивало, то, выходя из-за стола, он оставлял деньги, но если обслуживание было не на должном уровне, он их забирал.
Аналогичного мнения о появлении "чаевых" придерживаются и англичане, которые объясняют происхождение слова tips ("чаевые") сокращением от tо insure promptness ("чтобы обеспечить быстроту"). Записку с такими словами джентльмены XVIII в. передавали трактирщику вместе с монеткой, стимулировавшей его расторопность. Правда, некоторые исторические источники говорят, что самые первые "чаевые" были средством.. . облегчения собственной смерти. Жертва платила палачу так называемые "горловые", чтобы он помог быстро перейти ей в мир иной.
Историки до сих пор спорят, откуда взялось понятие "чаевые" в русской культуре. Самой распространенной стала версия, утверждающая, что "дать на чай" - означало заплатить за стоимость самой мелкой расфасовки чая. Впрочем, существует и другая, более запутанная версия. В XIX в. чай в купеческих, мещанских и чиновничьих кругах являлся верным показателем человеческих взаимоотношений. Если "они вместе чай пить ходят", будьте уверены, что у этих людей сложились сердечные отношения. Чаем определялась степень гостеприимства и знания этикета. Чай на Руси был не просто ароматным напитком, а визитной карточкой дома. А визитку, как известно, дают далеко не каждому, а только людям, в которых ее обладатель заинтересован. Нужного или долгожданного гостя торопились за стол усадить, чайком напоить, а случайно заглянувшего старались выпроводить, к столу не приглашая. Эта традиция прочно вошла в наш быт: встречая гостей, мы первым делом бежим на кухню ставить чайник.
Сегодня "чаевые" - это благодарность за качественное и быстрое обслуживание в ресторане, гостинице, такси и т. д. "Чаевые" выполняют две функции: во-первых, клиент как бы намекает на то, что рассчитывает на качественное обслуживание, во-вторых - благодарит за результат.