Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Кто был первым русским пиратом?

Rich Просветленный (35605), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
kara Просветленный (40008) 16 лет назад
Чего только не бывает в истории! Например, первый русский пират был по национальности датчанином.
Кто из русских царей первым "прорубил" окно в Европу? Конечно, Петр I, скажут многие. И ошибутся. Это "окно" существовало и до Петра, но то открывалось, то закрывалось.. .
XVI век, идет ливонская война. В 1559 году Иван Грозный взял штурмом Нарву - и у России появился выход к морю.
Английские купцы, которые до этого плавали к нам длинным и опасным путем (вокруг Скандинавского полуострова в Баренцево море) , теперь появились на Балтике. Дорога стала короче. Но не безопасней. Потому что не прав то, кто думает, что пираты были только в южных морях. В Балтийском их тоже хватало: шведы и поляки грабили купеческие суда ни сколько не хуже знаменитых флибустьеров Карибского моря. Англичане пожаловались Ивану Грозному. Царь рассердился на балтийских морских разбойников и решил завести каперский флот.
Каперы - это государственные пираты, которым поручено охранять своих купцов и грабить вражеских.
Но так как Россия в ту пору была страной сухопутной и опыта ведения морского боя еще не имела, на службу был приглашен датский моряк Карстен Роде. Иван Грозный присвоил ему чин адмирала и повелел навести порядок на Балтике.
Лиха беда начало! Роде оснастил пушками небольшое суденышко, набрал в Нарве команду из отчаянных людей и вышел в море под флагом Московского царя. Первый же рейд принес русским каперам блистательную победу: они взяли на абордаж шведский военный корабль.
То, что легкое суденышко справилось с большим кораблем, к тому же военным, может показаться невероятным. Но так оно и было.
Шведы не только не испугались, увидев маломощного противника, но и подбили его с первого же залпа. Через пробоины хлынула вода, судно должно было вот-вот затонуть - и история русского пиратства могла, едва начавшись, тут же и закончиться. Но первый русский адмирал, надо думать, прокричал своей команде на ломаном русском языке: "Руски! Надо побеждать бистро-бистро, а то наша утонуть! "
Удачно забросив абордажные крючья, русские "быстро-быстро" перебрались на фрегат и захватили его.
Балтийское море - холодное море. Видно, очень уж не хотелось нашим пиратам купаться в нем.
С той поры шведы и поляки стали именовать Карстена Роде "москалитским разбойником", но боялись. Напав на корабль, русские корсары старались его не повредить (своих-то кораблей у России еще не было) , а вот с командой дрались жестоко.
Захваченные суда пополняли каперский флот Московии, и вскоре у Роде появилась целая эскадра. Он стал хозяином в Финском заливе и постоянно требовал у царя Ивана людей и пушки. Экипажи пополнялись пушкарями Московского приказа и архангельскими поморами.
Но, как известно, ливонскую войну Иван Грозный проиграл - в 1570 году он сдал Нарву. "Окно в Европу" закрылось, и русские каперы оказались брошенными во вражеском море.
Роде увел свою флотилию в Данию. Но злопамятный польские пираты, которым не раз от него доставалось, не забыли своих обид. Польский король Сигизмунд вынудил датского короля арестовать адмирала - за пиратство.
Осенью 1570 года славный победитель грабителей Балтики был схвачен и заключен в тюрьму королевского замка.
Остальные ответы
faktor Ученик (215) 16 лет назад
интерестно!!!
а кто? сам знаешь?))
™Негасимая Звезда... ® Гений (95879) 16 лет назад
Кирстен Роде - уроженец Дитмаршена, крестьянской республики, образовавшейся в XIII веке и просуществовавшей до 1559 года в западной провинции Голштинии, между реками Эйдер и Эльба, в их нижнем течении. Купец и капитан собственного судна Роде вел торговлю с Любеком, но потом занялся более выгодным промыслом, сделавшись морским разбойником. Картина нередкая для того времени: многие владельцы судов, в зависимости от политической ситуации, по несколько раз переходили из купцов в пираты и обратно.

До того как поступить на службу к московскому царю, Кирстен состоял капером датского короля Фредерика II, удачно действуя на Балтийском море против шведов. Как попал он затем в Москву? Неизвестно, но удивительного в том ничего нет, если учесть давнишние связи между датским и русским дворами и то, что враг у обоих государств был общий - Швеция.

В конце XIX века русские исследователи, работавшие в датском королевском архиве, обнаружили документы, относящиеся ко времени правления Ивана Грозного. Несколько старинных грамот, составленных на русском языке (с переводами на немецкий и датский) , оказались частью дипломатической переписки между русским и датским дворами по так называемому "делу Кирстена Роде, адмирала московитских пиратов", орудовавших на Балтике в XVI столетии. Балтийское море в те времена являло собой арену ожесточенной борьбы нескольких держав, бившихся за установление своего контроля на торговых путях, связывающих балтийские порты. Польские, литовские и шведские корсары перехватывали датские и ганзейские купеческие суда, шедшие в Ругодив (Нарву) и другие порты, принадлежавшие тогда русской короне. Одни только любекские купцы понесли от морского разбоя убытку больше чем на 100 тысяч талеров. В ответ на это датчане "со товарищи" сами нападали на суда шведов и их союзников.

И вот летом 1570 года в тех водах вдруг появилась неведомая прежде пиратская флотилия, во главе которой стоял Кирстен Роде, в короткий срок сделавшийся "грозой Балтики". У Роде имелось выправленное по всей форме каперское свидетельство, выданное ему в Александровской слободе близ Москвы. (Каперство - от голландского kaper - разбойничать на море) . В нем от лица русского царя и великого князя Иоанна Васильевича предписывалось: "...корабельщику, немчину Кирстену Роде со товарищи, преследовать огнем и мечом в портах и в открытом море, на воде и на суше не только поляков и литовцев, но и всех тех, кто станет приводить к ним либо выводить от них товары или припасы, или что бы то ни было".
Согласно договоренности, Роде имел право на десять процентов добычи и обязан был продавать захваченные суда и товары в русских портах. Пленных, которых можно было обменять или получить за них выкуп, он также обязался "сдавать в портах дьякам и иным приказным людям". Экипаж русского капера права на добычу не имел, а получал "твердое жалование" в размере шести гульденов в месяц. Роде в тех грамотах звался "царским атаманом и военачальником", впрочем, сам он предпочитал называть себя "русским адмиралом".
Похожие вопросы