Критики советского времени эту картину не жаловали. Перов был трибуном низов общества, а здесь «униженные и оскорбленные» – помещицы, дворянки! , а унижает их представитель «простого народа» , пролетарий!
История картины такова.
Будучи в многолетней поездке в Италии, Перов писал в Россию: "Осмеливаюсь покорнейше просить возвратиться мне в 1864 г. в Россию. Посвятить себя на изучение страны чужой я нахожу менее полезным, чем изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества. Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием. Возвращусь в Россию, надеюсь написать зимою 1865 картину". Именно «Дворника» и написал Перов сразу после возвращения.
Здесь показана трагедия русского дворянства, когда многие его представители, оказались в результате реформ Александра II без средств к существованию, не умев наладить хозяйство в условиях капиталистической конкуренции, и были вынуждены просить пристанища у своих же вчерашних холопов.
Доходные дома, во дворе которого происходит сцена, особенно распространились в это время. Хозяин такого дома отправлял посетителей «к дворнику» . Сам безграмотный дворник и вывесил название своей сторожки, как его слышал - «КОДВОРНИКУ» . Обедневшие барыни (старшая – небогатая помещица, или вдова чиновника, оставшаяся почти без средств, младшая – ее дочь) , вынужденные снимать жилье в бедном районе. Квартиры - можно догадаться, какие. Они хотят снять квартиру, а дворник показывает, куда им надлежит идти. Показывает вверх, на верхние этажи – там комнаты были самые дешевые и ужасные. На этажах выше второго жили более бедные слои, а на пятом - совсем уже бедняки ("В конурке пятого жилья" - А. С. Пушкин, "Езерский"). Вспомним «Преступление и наказание» – комнаты Раскольникова, Мармеладовых.. .
Барыня собирается квартиру снимать, и, похоже, наидешевейшую. Поэтому общается с барыней не владелец дома, а дворник (которому хозяин поручил разбираться с малоденежными съёмщиками) , он показывает на верхний этаж, в котором будет "отдана", то есть передана для проживания квартира.
Дворник пьян и груб - его побеспокоили! На лице его явное презрение, подчёркиваемое жестом. Он орет на женщин, не в силах продрать с похмелья или спросонья глаза. Лица барыни мы не видим, а выражение лица дочери - удивление и смирение перед бедностью и неудобствами. Цинично, не смущаясь женщин, дворник то ли почесывается, то ли поддерживает сползающие штаны. Поэтому молодая девушка (дочь) стыдливо и печально отворачивается, а мать вынуждена вести переговоры с этим грубым и пьяным «пролетарием» . Унижение обедневших и беззащитных бывших господ, образованных и воспитанных, и хамство и цинизм представителя «простого народа» - вот смысл картины. Но при этом дворник унижает своих бывших эксплуататоров – теперь моя власть - недвусмысленно укажу перстом: вам, вооон туда, *** ть! !
То, как актуален для пореформенной России и близок великому Перову этот сюжет, свидетельствует то, что картина была Перовым повторена в 1878 г. (то же название, Ярославский художественный музей)
Больше унижения стало у старой барыни, она снизу вверх смотрит на хама – дворника, возможно, своего бывшего холопа, теперь уже совсем звероподобного. Полное смирение дочери. Безграмотная надпись теперь с ошибкой - «КАДВОРНИКУ» А красный цвет рубахи напоминает о палаче, так что барыня с дочкой судьбой приговорены умереть в нищете, и о красном знамени, вскорости вознесенного на горе всем паразитам трудящихся масс… И не спасут никому уже не нужные образованность, культура, воспитание…
Перов Василий Григорьевич.
1865 . Государственная Третьяковская галерея, Москва
Хотелось бы услышать мнение людей, которые хорошо знакомы с отечественной историей. Балаболы - пожалуйста, идите лесом!