Таким именем назвал инженер Хюльсмейер в Дюссельдорфе изобретенный им прибор. Изобретение основано на принципе беспроводной телеграфии и имеет целью обнаружение в море судов и вообще металлических предметов. Разница между обычной станцией беспроволочного телеграфа и новым изобретением заключается лишь в том, что в то время как при телеграфии приемник и передатчик находятся на разных судах, в телемобилоскопе они расположены на одном и том же судне. Посылаемые передатчиком электрические волны не могут непосредственно достигнуть приемника, а должны быть отброшены назад некоторым металлическим предметом на море (напр. , судном) и, изменив свой путь, дойти до приемника.
Суда, снабженные установкой этой системы, могут обнаруживать всякое другое судно с расстояния от 3 до 5 километров. Аппарат указывает также, в каком направлении находится встречное судно. Таким образом, капитан имеет время, чтобы изменить курс и избежать столкновения задолго до того, как могут быть замечены световые либо слуховые сигналы встречного судна.
Опыт с прибором этого рода на озере близ Берлина увенчался полным успехом. На снимке показан комплект передатчика и приемника системы Хюльсмейера.
Позже телемобилоскоп с успехом испытывался и в Атлантике, на регулярных рейсах Гамбург - Нью-Йорк. Изобретатель пытался заинтересовать первым радиолокатором крупные электротехнические фирмы, но никто не захотел купить у него патент, а самому найти средства на серийное производство не удалось.
При всём своём несовершенстве устройство Хюльсмейера содержало в себе основные элементы современного локатора. Однако из-за несовершенства конструкции разработки Хюльсмейера практического применения не получили. Понадобилось тридцать лет, прежде чем идея применения радиоволн для обнаружения самолетов и кораблей смогла быть претворена в реальную аппаратуру.
В 1936 го ду в Англии были развернуты радиолокационные системы военного назначения, которые в годы Второй ми ровой войны ис пользовались для раннего предупреждения о воздушных налетах немецкой авиации.