Елена Вигель
Знаток
(271)
7 лет назад
Начну с примеров. Вот два предложения.
1) Услуги по наращиванию ресниц она производила с выездом на дом к клиенткам.
2) Да и клиенткам даже удобнее было принимать ее на дому.
И в первом, и во втором предложениях сочетания имени существительного дом с предлогом на имеют наречное значение.
Кроме того, в приведенных сочетаниях существительного дом с предлогом на само существительное имеет разные падежные формы в определенных значениях (на дом = домой, на дому = дома).
Так вот. В русском языке есть правило, которое диктует писать раздельно наречные сочетания существительных с различными предлогами, если само существительное сохраняет в определенном значении хотя бы некоторые падежные формы. Именно это подтверждается вышеприведенными примерами.
Необходимо заметить, что это правило о раздельном написании наречных сочетаний относится, естественно, не только к сочетанию существиотных с предлогом на, но и к сочетаниям с другими различными предлогами, например: "в ногах" и "в ногу"; "под спуд" и "под спудом, из-под спуда"; "за границу" и "за границей" и т. п..
К ЧЕРТУ, в сочетании с местоименными словами
Слова 'к черту', употребляемые для усиления иронической или риторической интонации вопросительных местоимений и наречий 'какой', 'куда' и др., к которым они относятся, чаще выделяются запятыми.
Королевич всегда брезгливо улыбался при упоминании имени мулата, не признавал его поэзии и говорил мне: 'Ну подумай, какой он, к черту, поэт?' В. Катаев, Алмазный мой венец. 'А телеграмма из Ялты?' – 'Какая там, к черту, Ялта!' М. Булгаков, Мастер и Маргарита. Какой, к черту, парк? Вы думаете, я действительно собираюсь копать ему могилу? Д. Быков, Орфография. Куда вас, сударь, к черту, занесло? // Неужто вам покой не по карману? Ю. Ряшенцев, Песенка мушкетеров.
@ В художественной литературе встречаются примеры невыделения запятыми слов 'к черту' в аналогичном контексте: Какие тут к черту гипнотизеры! М. Булгаков, Мастер и Маргарита. Какой там к черту отвод? Ю. Домбровский, Хранитель древностей.