Салтычиха Дарья Николаевна. (1730 -1801) - Московская боярыня, "мучительница и душегубица", уморившая более 100 своих дворовых девок и наводнившая своими зверствами ужас на всю округу. Её имя стало нарицательным для определения бессмысленной жестокости.
Дарья Николаевна Иванова родилась в 1730 году в семье дворянина. Выйдя замуж за ротмистра лебгвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, она родила двоих сыновей, а в 26 лет после смерти мужа оставалась владелицей 600 крепостных душ и поместий в Вологодской, Костромской и Московской губерниях. Жизнь вдовы проходила в московском доме на Стретенке и в поместье Троицкое (на берегу Клязьминского водохранилища) , где и происходили все кровавые события.
За 7 лет она замучила до смерти более 100 человек, в основном женщин, в том числе двух 12-летних девочек. Источники приводят цифры от 120 до 139 человек, - из них 38 убийств доказанных.
Пытки длились долго, смерти приходилось ждать часами, иногда несколько дней. Одну крестьянку после избиений загнали в пруд по горло в ноябре. Через несколько часов её вывели и добили, а труп бросили под окна Салтычихи. На труп матери бросили живого младенца. Ребёнок так же умер не сразу.
В пытках и убийствах Салтычиха изобретательности не проявляла. Обычно она нападала на девок в то время, когда они мыли полы или стирали. Избивала их поленом, валком, утюгом, а когда уставала, гайдуки по её приказу вытаскивали жертву на двор и пороли. При особом вдохновении Салтычиха привязывала жертву голой на морозе, морила голодом, обливала кипятком, выжигала волосы и вырывала уши раскалёнными щипцами.
После гражданской казни Салтычиху заключили в подземную тюрьму соборной церкви Ивановского девичьего монастыря. Здесь она просидела до 1779 года, а затем до самой смерти - в застенке, пристроенном к стене храма. Всего в заключении Салтычиха прожила 33 года и ни разу не обнаружила ни тени раскаяния.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]...
Первоначальные жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, так как у Салтычихи было влиятельное родство и ей удалось подкупить должностных лиц взятками. Но все-таки, двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жен которых она убила, в 1762 году удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II.
В начале лета 1762 г. в Санкт-Петербурге появились два беглых крепостных мужика - Ермолай Ильин и Савелий Мартынов - поставившие перед собой цель практически невыполнимую: они вознамерились принести Государыне Императрице Екатерине Алексеевне жалобу на свою хозяйку, крупную помещицу Дарью Николаевну Салтыкову. Шансов на успех беглые почти не имели.
Императрица не отмахнулась от бумаги, уж больно о большом количестве пострадавших там шла речь. Хотя Салтычиха принадлежала к знатному роду, Екатерина II использовала ее дело в качестве показательного процесса, который ознаменовал новую эпоху законности.